В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Профессиональный фотограф Максим Мармур 2016-2017 годы провел в угольных шахтах и разрезах России, чтобы вернуться с потрясающим портретом современной угольной промышленности. Амбассадор Nikon рассказывает о масштабном авторском проекте «Люди угля».


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/100, ISO – 320
Фокусное расстояние – 55 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

“Можно сказать, «Люди угля» сами нашли своего фотографа. В 2016 году Сибирская угольная энергетическая компания пригласила меня проиллюстрировать годовой отчет для инвесторов: рассказать, что сделано, на что идут инвестиции, как развивается компания. Я должен был показать современную, яркую, технологичную, динамично развивающуюся компанию — одну из лучших в мире. Мне предстояло побывать на добывающих, перерабатывающих и транспортных предприятиях СУЭК по всей стране.

И, оказавшись на первом же разрезе, Тугнуйском в Бурятии, я был поражен мощью и величием человека, техникой циклопических размеров, масштабами, географией и размахом компании. Например, представьте ковш экскаватора объемом с трехкомнатную квартиру. И, конечно же, люди: простые люди, машинисты экскаваторов, горные мастера, водители Белазов… Увиденное совершенно шло вразрез с теми мыслями и идеями, которые я думал до поездки. Ничего удивительного, что в этот момент сработали мой журналистский азарт и 30-летний стаж — стало понятно, что параллельно с официальным заказом я буду снимать свою творческую историю.


Мультиэкспозиция
Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/400, ISO – 500
Фокусное расстояние – 200 мм
Камера – Nikon D810
Объективы – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/250, ISO – 80
Фокусное расстояние – 125 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

За два года я побывал на 28 объектах в девяти регионах страны: Мурманск, Бурятия, Кемерово, Хабаровский край, Забайкалье, Дальний Восток, порт Ванино, Хакасия, Красноярский край. Самая длинная командировка длилась три недели. Это исключительно для повышения продуктивности в работе: Забайкалье, Хабаровский край и Дальний Восток. Из-за разницы во времени в 7-8-9 часов там комфортнее работать, привыкнув ко времени и акклиматизировавшись. На другие объекты обычно отводилось по 7-10 дней.

Творческую часть работы, в отличие от цветной съемки для отчета, я решил делать черно-белой. Потому что цветов в разрезах и шахтах немного: черный уголь, белая сланцевая пыль, серые стальные механизмы, горные комбайны… Чего, конечно, не скажешь о моей буре эмоций.

На первом же разрезе в Бурятии меня так захлестнуло от увиденного, что подхватило и понесло, вычеркнув сон и усталость. Хотелось увидеть все — рассветы и закаты над разрезом, работы на добыче и отсыпку отвалов, работу горно-обогатительной фабрики, подрывников и железнодорожное депо. В общем, объять необъятное и впихнуть невпихуемое. Съемочный день длился по 12-14 часов. И так на каждом новом месте, ведь каждый разрез выглядит по-разному, имеет свой характер, и твоя задача — понять его, подружиться с ним, и тогда он раскроется тебе во всей своей красе.

В компании действуют очень строгие меры безопасности. Наш с ассистентом рабочий день начинался так: ежеутренне на каждом разрезе и перед спуском в шахту мы проходили медосмотр, измеряли пульс, давление, дышали в трубочку. После чего строгий доктор выписывал справку «К работе допущен» и, сдав на хранение курительные принадлежности, мы отправлялись в разрез.

Работая над «Людьми угля» я узнал, что 74% территории Российской Федерации находится в зоне вечной мерзлоты, в том числе Забайкалье, которое вообще-то расположено южнее Москвы, и Хабаровский край. Мерзлота накладывает свои особенности. Например, в шахте Северной летом из-за подтаивания в шахте все время идет дождь и приходится откачивать около 5 000 кубических метров воды в час. Проходчики зачастую работают по грудь в воде.

Также в шахте недопустимо наличие синтетической одежды, она электризуется и может вызвать искры. Только хлопок. Это значит: никаких чехлов и сумок для оборудования. Так и идешь вдоль конвейерной ленты под дождем, прикрывая собой оборудование. Примерно через полчаса понимаешь всю тщетность этой затеи и просто идешь к местам работы проходчиков. К слову, все оборудование с честью прошло испытание водой и ничего не отказало.


Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/2000, ISO – 100
Фокусное расстояние – 80 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Или, например, суперсовременный балкерный терминал неподалеку от города Ванино. Он славится тем, что там всегда плотный туман. И вот ты ловишь красивый кадр, и вдруг из тумана в полнейшей тишине появляется махина стакер-реклаймера. Они электрические и перемещаются совершенно бесшумно. Джордж Лукас, я думаю, позавидовал бы. Добавьте к этому огромные корабли класса Panamax, парящих серых цапель, и картинка сложится.

А в кузбасских шахтах Талдинская-Западная-2 и Котинская другая история: они относятся к категории сверхопасных по метану. Поэтому никакой речи об использовании импульсного света не могло быть. Встал вопрос: как светить. Пришлось в срочном порядке приобрести светодиодные панели.

Шахты в Кузбассе для предотвращения взрывов угольной пыли обрабатываются инертной пылью, и когда мы спускались, как раз шла такая обработка. Представляете себе сахарную пудру? Примерно так и выглядит инертная пыль, распыляется она тоннами с помощью мощнейших вентиляторов. И ты идешь вниз в белом густом облаке, вытягиваешь руку — и ладони не видать. Кругом шум механизмов, вроде светит фонарик, но дорогу приходится нащупывать резиновым сапогом. Поворот — и никого, пытаешься понять, куда же свернули сопровождающие. Кричишь, шум работающего оборудования заглушает крики, и не успевает прийти паника, как тебя нашли. Отлегло.

Шахтеры — Люди с большой буквы. Они привыкли к таким нагрузкам, невозможности дышать полной грудью, угрожающему потрескиванию крепи, темноте и пыли, пыли везде… Теперь я понимаю, почему, как только они садятся в дизель, который везет их наверх к выходу, они тут же засыпают с совершенно детским выражением на лице.



Диафрагма – f/5
Выдержка – 1/200, ISO – 800
Фокусное расстояние – 58 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

За тридцать лет репортерской работы я не раз убеждался, что 80% успеха зависят от того, как ты подготовился к съемке, к поездке: какое оборудования взял, как оделся. На разрезах мы проводили на воздухе по 12-14 часов, в том числе и в мороз за -30С. Потому все было важно: каждая мелочь и деталь. В первую поездку в Бурятию я отправился без ассистента и с 45 килограммами оборудования. Вернулся, сам похудел на 4,5 кг. В общем, все было и просто и непросто, после всего пережитого мне дорог и нежно любим каждый кадр”.



Tags: Обзор, Объективы
Subscribe
promo nikonofficial ноябрь 12, 14:03 14
Buy for 700 tokens
В основе абстрактной фотографии лежит восприятие не деталей и объектов, как в обычном изображении, а формы, цвета и линий. Фотограф абстрагируется от обычного восприятия реальности и погружает зрителя в поток своего сознания и образов. Что же такое абстрактная фотография? Разбираемся в новой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments