В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Мы попросили амбассадора Nikon Виктора Лягушкина, известного подводными съемками, рассказать о креативном освещении в сухопутных пещерах:


Камера: Nikon D3s
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/60
ISO: 640
Фокусное расстояние: 14 мм


“Выбор пещеры

Первый вопрос, который встает перед пещерным фотографом, — определение места съемки. Правильный выбор — это 80 процентов успеха, поэтому остановимся на данной проблеме очень подробно.

Как вы уже знаете, в мире гигантское количество пещер: ничем не примечательные пустынные норки и великолепные подземные дворцы, населенные диковинными эндемичными созданиями; пещеры бывают мокрыми, сухими — какими угодно. Выбрать среди них именно то, что нужно, — долгий процесс. Если вы только начинаете путь пещерного фотографа и спелеологом не являетесь, вам понадобятся помощники и проводники, а если вы давно ходите в пещеры, то такие люди в вашем окружении уже есть.

В каждом пещерном районе есть те, кто его хорошо знает, с ними необходимо подружиться и как следует расспросить. Во всех бывших советских республиках (да и во многих зарубежных странах тоже) есть люди, обладающие самой актуальной и полной информацией по местным пещерам. Их называют спелеокоординаторами. Именно они могут лучше всего подсказать, где самая красивая и доступная на вашем уровне подготовки пещера. Затем следует посмотреть сделанные в ней фото. В интернете их может и не быть, но вам наверняка смогут их показать при личном общении. Очень часто это плохая, техническая съемка, но она поможет составить первое впечатление о том, что вас ждет и к чему готовиться.

Чем более увлеченные специалисты вас консультируют, тем осторожнее надо относиться к их советам, потому что профессионализм накладывает определенный отпечаток. Например, знаменитый Игорь Лавров, спелеокоординатор Урала, первооткрыватель Ординской пещеры и многих других, в свое время консультировал меня по поводу съемок. Я хотел найти самые большие и объемные залы, какие есть в ближайшей доступности. И вот по его рекомендации поехал снимать в одну из пещер на Среднем Урале, где гигантский зал находился, по словам Игоря, «за небольшим сужением». Сужение оказалось лазом, в который я смог пролезть только на полном выдохе, а дальше следовал длиннющий извилистый ход всего сантиметров 50 высотой, наполовину заполненный жидкой глиной, в которой нужно было ползти на боку — и тащить за собой все снаряжение! — около получаса. А ведь после многочасовой съемки нужно еще возвращаться обратно!


Камера: Nikon D3x
Объектив: AF NIKKOR 24 мм f / 2.8D
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/4
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм

За неприятным ходом действительно оказался величественный зал, именно такой, какой мне был нужен. Поэтому я простил Игорю долгое ползание, но сделал два вывода. Первый: доверять спелеологам нужно с оглядкой. Второй: не стоит спешить и лезть под землю со всем снаряжением. Имеет смысл сперва посмотреть точки съемки, выбрать наиболее удачные, а затем идти в пещеру уже целенаправленно, зная, что и как вы будете делать, какое снаряжение вам понадобится.

Правила выбора места съемки

Конечно же, у каждого фотографа будут свои мысли по этому поводу и есть свои наработки, но в любом случае место должно удовлетворять следующим критериям:

— там должны быть передний, средний и дальний планы;

— должны присутствовать интересные геометрические формы или объекты;

— есть возможность спрятать вспышки или источники света;

— есть место, чтобы расставить людей;

— придуманная вами сцена будет выглядеть естественно.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Великие пещерные фотографы, такие как Робби Шон и Питер Карстен, выбирают для своих снимков гигантские объемы, где глубина плана может достигать нескольких километров. Я, честно говоря, тоже предпочитаю все крупное, так как это подчеркивает величие природы. Но такие места на Земле редки. Поэтому можно обойтись и меньшим объемом, если есть интересные объекты или формы.

В таком случае схема поиска места следующая: ищите что-то, какое-то образование, которое привлечет ваше внимание, и смотрите, есть ли там второй, третий план. Если вдруг какого-то плана нет, вы можете создать его искусственно, поместив на это место спелеолога, который чем-то занят, палатку, каску, газовую горелку с котелком — что-то узнаваемое, что заполнит недостающий план.

В пещерах обычно целая куча удивительных и прекрасных необычных образований, геометрических форм, узоров, цветовых решений. Вот их и надо снимать. Но помните, что на одном фото не изобразить «картину, корзину, картонку и маленькую собачонку» одновременно. Впихнуть все не получится. Если вы снимаете объект, то на нем и надо сосредоточиться, показать его красоту. Если снимаете узоры или паттерны, например поле сталактитов, то нужно постараться сложить их в какой-то ритмический узор, который будет играть на фото.

Тема выбора объекта вообще очень важна: лучше снять один объект сто раз, чем сотню объектов по одному разу. Этот объект, будь то сталактит или узор, должен вызывать у вас восхищение, желание любоваться и любоваться им — только тогда получится его снять. Не: «О, прикольно!» — щелк! — и пошел, а: «Какая замечательная штука!»

Следующее, за чем нужно следить: есть ли возможность осветить это место? Допустим, не получается расставить осветительные приборы так, чтобы их не было видно в кадре. Или за красивым объектом следует провал, а затем стена. И как бы вы не светили, у вас в кадре остается черное пятно. Такое место тоже не подойдет.

К сожалению, формы в пещерах пусть и красивые, но абстрактные, которые на фото не будут смотреться без масштаба. Поэтому в кадр необходимо вводить знакомые объекты, с которыми зритель сталкивается регулярно, знает их размеры и назначение. В природной фотографии в таком качестве часто выступает животное или дерево. А в пещере это люди и элементы снаряжения. Их располагают так, чтобы они дополняли сцену и помогали разделению планов. Если вы, к примеру, снимаете стену с красивыми натечными образованиями, то она станет гораздо выигрышнее, когда вы добавите передний план: человека, который ее с восхищением разглядывает, палатку, у которой готовят ужин. Кадр сразу оживет и заиграет новыми красками, в нем появятся осмысленность и глубина.

Привнесенные объекты могут не только объединять планы, но и решать композиционные проблемы, так как очень редко сцена складывается идеально сама — обычно ей чего-то не хватает. И человек в кадре может устранить проблему, просто находясь в нужном месте или сделав нужный жест. Этим нужно пользоваться.


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1
ISO: 200
Фокусное расстояние: 20 мм

Глупо выглядят фото, на которых человек изображает, что он взбирается на стену, но лезет он явно в никуда. Или где люди просто стоят или сидят. Важно, чтобы они что-то делали, и это должно быть осмысленным и соответствующим моменту".


Tags: Обзор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КОНКУРС. Снежная сказка

    Суровый холод, снег по колено, непроходимые дороги — это еще не повод отказываться от прогулок с камерой Nikon. Согласны? Выпал ли у вас уже первый…

  • КОНКУРС. Итоги

    Мы подводим итоги конкурса, посвященного приключениям! Вы делились с нами в комментариях своими яркими воспоминаниями и впечатлениями из…

  • ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

    Фотограф-пейзажист Эдуард Кутыгин посетил величественное озеро Байкал и поделился своими впечатлениями от путешествия: «Структура льда в разных…

promo nikonofficial 15:12, Понеділок 3
Buy for 500 tokens
Совсем скоро, меньше через месяц, наступит Новый год. И все с нетерпением ждут этого праздника, этой сказочной поры для создания ярких, красивых кадров! Как придать снимкам атмосферу волшебства и передать новогоднее настроение зрителю, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments