В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Мы попросили амбассадора Nikon Сергея Горшкова, известного снимками дикой природы, рассказать о съемке животных в национальных парках Африки:


“Прежде чем отправиться в парке на первую съемку, фотограф подписывает правила поведения. Например, нельзя вставать в машине или покидать ее, кричать, шуметь, провоцировать животных. Там много разных пунктов, и выполнять их следует неукоснительно. Без инструктажа просто невозможно выехать «в поле».
Есть ограничения, но они везде разные. Вот несколько примеров:

Если встречаешь леопарда с котятами, с наступлением темноты ты должен покинуть место их локации: машина всегда является сигналом для остальных хищников. Гиены уже усвоили, что там, где машина с туристами, может быть леопард с добычей. Гиена придет к машине, и там ее добычей могут стать маленькие котята.


Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8 VR
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/1250
ISO: 500
Фокусное расстояние: 70 мм

Когда леопард убивает, например, антилопу, он не может затащить ее на дерево, пока не съест половину туши: в этом случае мы должны будем уехать с закатом солнца, чтобы не привлекать гиен.

Животные быстро привыкают и адаптируются к автомобилям, на людей в машине они не реагируют, но стоит только выйти, даже просто поставить одну ногу на землю, — тот же лев или леопард соскакивает и убегает.

Между заповедниками, парками и частными территориями есть отличия. Скажем, в заповеднике можно передвигаться только по дорогам и возвращаться в лагерь нужно на закате. Частные парки дают больше свободы: разрешено передвигаться в любое время суток и вне дорог. Так, встретив леопарда, я могу спокойно следовать за ним. Еще один плюс: в частных парках не собирается много людей, как в рядовом заповеднике, где можно подъехать к животным, а вокруг уже будет «толпа» из 20 машин. В таком случае действует правило: если собралось три машины и подъезжает четвертая, первая, постояв 40 минут, должна уехать. Это дает больше возможностей для съемки, больше гибкости, к тому же всегда можно договориться и остаться где-то подольше.


Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/160
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 400 мм

Ночное сафари — это отдельная история, и оно возможно только в частных парках или по специальным разрешениям, которые в исключительных случаях выдает администрация парка.

Работа с леопардами держит меня на ногах днем и ночью. Именно после захода солнца в Африке все начинает оживать и выползать. При свете Луны жизнь продолжается во всей своей смертельной роскоши! Леопарды идут на охоту, они становятся настоящими ночными кошками, и следом крадусь я с фотоаппаратом. Следить за леопардом в темноте — задача не из простых, сделать удачный снимок еще сложнее. И тем не менее, ночные съемки подарили мне едва ли не самые волшебные впечатления. Это особенное удовольствие: выхватывать лучом фонаря из темноты чьи-то глаза, наблюдать за взаимоотношениями животных, а если повезет, то стать свидетелем смертельной игры хищника и его жертвы. Я стал невольным зрителем многих охот. И не буду скрывать, что стараюсь снять именно эти взаимоотношения. Хищник с добычей —неотъемлемая часть природной истории.


Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/640
ISO: 500
Фокусное расстояние: 90 мм

Поймать момент охоты и снять подобную сцену — большая удача. Многие мечтают иметь такие снимки в своей коллекции, многие приезжают в Африку специально ради них. Но снять эти сцены нужно правильно и красиво, а это очень сложно. Для многих из нас охота — не совсем приятный момент, но Африка соткана из таких сцен, которые и создают ее жестокую красоту. Это очень сложно и психологически, Африка — не для слабонервных.

Первое время я думал, чем больше крови, тем интереснее снимок. Но сейчас мне интереснее запечатлеть подготовку к охоте, выслеживание, момент атаки хищника на жертву, борьбу между ними. Когда крови становится слишком много, я опускаю камеру. После таких сцен мое настроение обычно надолго испорчено.
Иногда меня спрашивают, хочется ли мне в такие моменты вмешаться, чтобы спасти жертву. Мой ответ всегда одинаков: кто я такой? Африка сама знает, кому умереть, а кому остаться в живых. Леопарду, чтобы выжить, необходимо поймать, убить и съесть свою жертву. Жестоко? Отнюдь. У леопарда есть детеныши, которые хотят есть. Моя задача — наблюдать за ходом событий и в нужный момент нажать на кнопку камеры.

Безопасность

Конечно, многих интересует этот вопрос. В дикой природе бывает всякое, и сафари таит много рисков. Чаще всего на машины нападают слоны. Для пеших фотографов немалую опасность представляют носороги и буйволы. Очень много людей в Африке погибает от крокодилов и гиппопотамов. Год от года статистика меняется, но, например, каждый день на реке Замбези от крокодилов погибает 2—3 человека. Каждый день!

Чтобы не рисковать зря, нужно четко выполнять инструкции. Бывают неприятности от змей. Они часто выползают в сезон дождей, когда становится жарко, забираются в помещения. Как правило, змеи, заслышав человека, стараются скрыться, но случается всякое. Например, самая быстрая и опасная змея — черная мамба — атакует без предупреждения, после ее укуса можно прожить 30—40 минут. А мозамбикская кобра плюет ядом на расстояние до пяти метров, стараясь поразить глаза жертвы. Неплохо различать змей и знать их повадки.

У меня были разные случаи со змеями.Однажды мы вечером возвращались на машине в лагерь. Спереди на капоте у автомобиля есть место для трекера — это следопыт, который смотрит по сторонам, обращает внимание на следы. Все уже подустали и немного отвлеклись, а в этот момент черная мамба переползала дорогу. Эта змея вырастает до 4 метров. Если ты наезжаешь на нее, она может подняться и укусить человека, таких случаев очень много. Мамба атаковала, но промахнулась — к счастью, проводник успел отреагировать, перепрыгнул через машину.


Камера: Nikon D300s
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 95 мм

Вообще, отправляясь в Африку, нужно понимать, что там надо быть предельно осторожным. Например, в лоджи существует неписаное правило: прежде чем взять полотенце или халат, обязательно встряхнуть его, утром проверить тапки, обувь — туда могут заползти скорпионы. По этой же причине нужно закрывать рюкзаки и сумки.

Еще одна распространенная проблема — малярия. Прививки от нее не ставятся, привиться можно от столбняка или желтой лихорадки. Все время, что человек находится в Африке, нужно пить специальные таблетки «Маларон». В некоторые страны не пускают без сертификата о прививке от желтой лихорадки. Вообще, в каждой стране есть свой список необходимых действий, о которых нужно позаботиться заранее.

И, конечно, стоит соблюдать базовые правила: пить только бутилированную воду, взять с собой из дома свою аптечку, обязательно мыть руки, посмотреть, в каких условиях готовят еду на кухне в лоджи, где вы живете и т. д. И запивать все виски.


Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 640
Фокусное расстояние: 400 мм

Экипировка и техника

Одежду всегда нужно выбирать по сезону. На сафари в сезон дождей нужна непромокаемая экипировка. В холодный сезон — теплые вещи. В некоторых лоджах есть спортзалы и даже бассейны, куда можно ходить в свободное от съемок время — можете прихватить спортивный костюм и кроссовки. Но бывают и «спартанские» лагеря с минимальным уровнем комфорта. Лично мне нет особого дела до того, в каких условиях я живу: для меня главное — объект съемки.
Не берите слишком много вещей: часто в такие места летают только маленькие самолеты с ограничением по весу багажа, куда не принимают жесткие сумки — нужно учитывать и этот момент.


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/250
ISO: 160
Фокусное расстояние: 360 мм

Думаю, не скажу ничего нового: технику для такой поездки нужно выбирать, исходя из своих задач. Для каждого случая — животные на открытом пространстве или пейзажи — есть свой оптимальный набор оборудования. Там, где много кустов и растительности, будет оптимальным объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. В Кении или Танзании, где много открытых пространств, понадобится хороший телевик 600 или 800 мм. Кстати, некоторые парки сейчас предлагают оборудование в прокат — можно арендовать телевик на месте, это очень удобно.

В каждую поездку я стараюсь взять как можно больше оптики: это существенно расширяет возможности. Так, в последнюю поездку я брал AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR, AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II и стандартные AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. И камеры D5 и D500.
В общем, главное в такой поездке — все тщательно изучить и спланировать заранее, тогда на месте не будет разочарований, и вы получите большое удовольствие от путешествия, съемки и общения с живой природой”.

Другие снимки Сергея Горшкова можно посмотреть в галерее nikonpro.ru!

Tags: Обзор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

    В объективе Валерия Смирнова мосты Санкт-Петербурга: «Обожаю свой город. Хочу, чтобы все увидели и прочувствовали его хрупкую красоту». Какие…

  • Я | ИДУ НА СЕМИНАР

    Якутск! Компания Nikon совместно с творческой платформой «Пространство» приглашает любителей фотографии в среду, 30 мая, на бесплатный семинар,…

  • Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

    Остается всего десять дней, чтобы принять участие в фотоконкурсе Nikon «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ-2018»! Успейте выиграть потрясающие призы — камеры…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments