В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ

Профессиональный фотограф Николай Сапронов делится правилами съёмки в горах: “Для горных ландшафтов характерны частые изменения погоды, большие перепады температур, стремительные изменения облачного покрова. Как следствие, фотограф должен хорошо ориентироваться на местности, использовать различные сервисы прогноза погоды.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/8
ISO: 125
Фокусное расстояние: 40 мм

Например, когда я нахожусь на съемках в Альпах, использую несколько сервисов, в том числе, AccuWeather и смотрю не только место, где планирую снимать, но и окружающие его местности, с тем чтобы уточнить маршрут или высоту, на которой будет целесообразно вести съемку. В Европе есть несколько сервисов погоды, которые не только дают данные по проценту облачности, но и описывают ее характер, в том числе процент низких, средних и высоких облаков и их положение.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/60
ISO: 100
Фокусное расстояние: 56 мм


Камера: Nikon D800E
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/320
ISO: 250
Фокусное расстояние: 175 мм

Находясь в горах, фотограф должен быть готов использовать каждое режимное время, каждый рассвет и закат, чтобы заниматься пейзажной фотографией. У меня был случай в Альпах, когда я один раз за две недели позволил себе проспать рассвет. Возможно, самый красивый рассвет — плотные облака были ниже той высоты, на которую мы могли подняться просто на автомобиле. На Кавказе практически нет таких высокогорных дорог к вершинам, за исключением некоторых перевалов, куда можно заехать на Джипе. Но вы можете запланировать ночевку, например, на склоне Эльбруса или других вершин и фотографировать облака, которые уже будут существенно ниже ваших точек съемки.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/3
ISO: 160
Фокусное расстояние: 48 мм

Еще один момент, связанный с погодой, — это высота снежного покрова. Конечно, горы, покрытые снегом, выглядят намного более суровыми и красивыми. Однако нужно понимать, что снег — это довольно серьезное препятствие для передвижения на автомобиле, пусть даже на подготовленном Джипе. Однажды в начале марта я решил забраться с опытным джиппером на одном из самых подготовленных внедорожников на Кавказе на известное плато Бермамыт, чтобы поснимать закат на Эльбрусе. Сначала, надев на колеса внедорожника цепи, мы забрались местными горными дорогами на перевал Восьмерка, где открылся великолепный вид на Эльбрус, который был окольцован лентикулярными облаками. Однако, вдохновленный мастерством своего водителя и его техникой, я решил не дожидаться там режимного света, и мы спустились в ущелье Хасаут. Оттуда мы начали штурмовать подъем на Большой Бермамыт, преодолевая наледи высотой до одного метра с помощью лебедки. Несмотря на готовность моего джиппера добраться до цели, я вынужден был его остановить и развернуться, когда понял, что подняться на плато к закату мы уже точно не успеем и рискуем застрять там на ночь. Из этого я извлек урок о том, что при планировании съемок в горах нужно закладывать дополнительное время на сами локации и путь до них, а также учитывать, что до некоторых мест можно и не добраться.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 120 мм

Конечно, в горах фотограф должен быть готов работать в суровых климатических условиях, когда после относительно теплого и комфортного дня с закатом может прийти лютый мороз, а ваш съемочный рабочий день будет все еще далек от завершения.

Сегодня фотограф-пейзажист должен иметь хорошую туристическую подготовку и снаряжение. Либо нужны гиды, которые помогут правильно экипироваться не только с точки зрения фототехники, но и одежды. Ведь если вы замерзнете во время съемки, то вряд ли сможете воспринимать красоту происходящего вокруг и будете думать не о съемке, а о возвращении в теплую гостиницу или хотя бы в машину. Конечно, фотограф-пейзажист должен уметь выходить за рамки привычной зоны комфорта. Часто, чтобы сделать хорошие кадры, нужно не только жертвовать сном, но не нужно забывать о здоровье. Если вы простудитесь или подвернете ногу в горах, то количество красивых фотографий, которые вы могли бы привезти из поездки, заметно сократится.

Я рекомендую фотографам, посещающим горы, даже летом иметь с собой ветрозащитную одежду. Чтобы продлить возможность нахождения на открытом воздухе в холодное время года вам точно пригодятся удобные синтетические перчатки, которые помогут сохранять руки фотографа в рабочем состоянии, обеспечивая необходимое тепло. Также часто кроме горных ботинок в горы я беру гамаши, позволяющие ходить по снегу без промокших ног. И, конечно, настоятельно рекомендую использовать треккинговые палки, даже если вам нужно пройти совсем короткий трек: они не только снижают нагрузку на спину при передвижении по сложному рельефу, но и обеспечивают равновесие и существенно снижают риск падений и травм. Также при перемещении по зоне горной тундры, где камни под ногами могут чередоваться со льдом, я рекомендую использовать быстросъемные легкие кошки, которые можно надеть не только на горные ботинки, но и на обычную обувь в гололед.

Для съемки в горах я использую обе свои полнокадровые камеры Nikon D800 и Nikon D800E. Между этими камерами нет существенной разницы, за исключением того, что Nikon D800E требует навыков установки баланса белого вручную. Наличие двух камер позволяет мне использовать широкий диапазон фокусных расстояний. Чаще всего в горах я использую зумы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Если мне нужно снимать массивные передние планы, либо широкие общие планы, то на одну из камер ставлю AF-S Zoom-NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED. Этот объектив особенно хорош для съемки горных озер, позволяя поместить в кадр, например, камни на переднем плане и вершины гор на заднем, а также подчеркивая любимую многими выраженную перспективу. Было время, когда я фотографировал только широкоугольником из-за отсутствия другой качественной оптики и потерял много возможностей для съемки, когда можно комбинировать объективы с широким углом обзора с телеобъективом, которым иногда можно очень удачно вырвать из общего плана какой-то нужный, притягивающий к себе внимание объект, заслуживающий крупного плана, или спрессовать многоплановый пейзаж, приблизив, например, находящиеся на большом расстоянии друг от друга горные хребты плотнее друг к другу. Если вы хотите фотографировать не только пейзаж, но и диких птиц и животных, то следует подумать о телевике с фокусным расстоянием, существенно превышающими 200 мм или хотя бы иметь конвертер.

Многие фотографы-любители, посещая горы, удивляются, почему вокруг все кажется красивым, но передать эту красоту с помощью фотографии удается с большим трудом. Одна из причин этого кроется в пренебрежении фотографами возможностями панорамной съемки. Действительно, человек с широким полем зрения очень быстро воспринимает окружающий ландшафт. Объектив может передать лишь какой-то его фрагмент. Часто построить кадр в горах бывает достаточно сложно, одного кадра просто не хватает, чтобы передать ландшафты, тяготеющие к панорамам.


Панорама
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Для фотографов, которые не имеют дорогостоящих панорамных комплектов, я рекомендую снимать на средние и длинные фокусные расстояния несколько горизонтальных или вертикальных панорам, которые могут быть потом сшиты в одну панораму на компьютере. Это несложно сделать даже с рук, если вы переведете фокус в мануальный режим, зафиксируете экспозицию и будете плавно передвигать камеру, не меняя фокус и фокусное расстояние объектива, примерно вокруг оптической оси объектива, чтобы минимизировать эффект параллакса. Конечно, при съемке в режимное время я использую штатив, а делать панорамные кадры мне помогает шаровая и панорамная головки. Однако нередко в горах мне удается снимать несложные панорамы в два-три кадра с рук в дневное время.

При съемке с рук я, естественно, использую видоискатель камеры, а вот при съемке со штатива люблю использовать режим Live View, который на камерах уровня Nikon D800 великолепно передает будущий кадр. Однако при ярком солнечном освещении в горах нужно помнить, что выставление экспозиции с его помощью может дать ошибку, в результате которой вы получите слишком светлый или, наоборот, слишком темный кадр. Чтобы свести ее к минимуму, я контролирую гистограмму на raw (точнее, nef) файлах, которую можно посмотреть прямо в камере, в том числе, в каналах, а также нередко делаю съемку с брекетингом +/- 1/3 ступени. Кстати, снимая в режимное время со штатива, я также часто выставляю брекетинг +/- 1/3 ступени при съемке с боковым или с задне-боковым светом. При съемке против солнца я переключаю на камере режим, позволяющий брекетингу увеличивать экспозицию от самого темного кадра, который можно выставить по свету, например, по восходящему на горизонте солнцу. На Nikon D800 можно выставить брекетинг до 9 экспозиций, однако динамический диапазон камеры позволяет, как правило, добиться впечатляющих результатов при съемке одним кадром, а тем более 3 или 5 кадрами с минимальным шагом экспозиции.

Горы затягивают, кто-то из них уже не возвращается, а те, кто возвращаются, увлекают других, наверное для того, чтобы снова вернуться в горы”.

Tags: Пейзаж, Природа и погода, Путешествие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я | СНИМАЮ ВИДЕО

    Ле Диаблере — популярный горнолыжный курорт в Швейцарии, расположенный на юго-западе страны. Бывали там? Давайте совершим увлекательное путешествие в…

  • Я | ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮ С NIKON

    «Был пасмурный день после непогоды, в горах выпал первый обильный снег. Я долго не мог решиться на прогулку в горы. Все же собрал рюкзак и пошел.…

  • Nikon D850 и AF-S NIKKOR 180-400mm f/4E TC1.4 FL ED VR получают награду EISA 2018/2019

    Компания Nikon с гордостью сообщает о том, что фотокамера Nikon D850 и телеобъектив AF-S NIKKOR 180-400mm f/4E TC1.4 FL ED VR названы лучшими в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments