В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Об особенностях концертной фотосъемки и о том, какую технику нужно иметь в арсенале, если работаешь со знаменитостями, корреспонденту nikonpro.ru рассказал издатель русской версии журнала Rolling Stone Александр Кузнецов. Параллельно с издательской деятельностью Александр много лет фотографирует концерты.

“Я всегда интересовался фотографией и любил ходить на концерты — оба этих увлечения существовали в моей жизни несколько десятилетий. Все мои друзья и знакомые так или иначе тоже были связаны с шоу-бизнесом. И вот пять лет назад, когда я купил лицензию Rolling Stone, у меня наконец появилась возможность не только ходить на концерты, но и совмещать приятное с полезным. Теперь в арсенале RS постоянно появляются мои новые фото.


Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/200
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 70 мм

В Rolling Stone, как в российском, так и в американском, нет штатных фотографов. Все-таки репортажная и концертная съемка — это не основной элемент визуального ряда журнала. Мы обладаем правами на съемки, сделанные специально для Rolling Stone, а журнал также постоянно сотрудничает с такими мастерами, как Терри Ричардсон, Марк Зелигер и Дэнни Клинч. Кроме того, при необходимости нужные фото можно докупить у агентств.

Что касается музыкальных событий в России и за рубежом, то обычно я сам занимаюсь аккредитацией. Мне нравится этот магический процесс, а самое замечательное случается тогда, когда еще и фотографии получаются крутыми. Впрочем, гарантировать результат нельзя — на каждом событии свои нюансы, сцены разного размера, не всегда удобное для съемки освещение. Но я часто доволен итогом.

Все мои съемки крутятся вокруг музыкантов, а они в основном проводят время тремя способами: с семьей, в студии, либо на концертах. Это то, что обычно может увидеть фотограф, действующий по заказу журнала о культуре и музыке. Закулисная жизнь — удел личных фотографов знаменитостей и папарацци. Со стороны знаменитые люди обычно всегда выглядят ухоженными и привлекательными, но не стоит забывать, что этот внешний лоск — тоже результат большого труда и серьезной дисциплины. Тех же самых качеств, благодаря которым они добились успеха. Поэтому, если у музыканта появляется свободное время, он тут же ныряет в семью, если она у него есть, или просто скрывается от постороннего внимания. Особенно со стороны людей с фотоаппаратами.


Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/80
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 70 мм

То, что доступно фотографам и журналистам, — это в основном выступления артистов на сцене. Концертная съемка мне интересна, но когда удается запечатлеть бэкстейдж или попасть с камерой в студию, это существенно «оживляет» работу и влияет на конечный результат. Если разрешается провести время с музыкантами вне концертной площадки, это всегда нужно использовать. Если артист разрешает себя сопровождать, можно сделать отличный репортажный кадр — как портрет, так и сцену на улице.

Сам я в студии не работаю, хотя такая возможность всегда есть. Мы предпочитаем снимать на натуре. В пользу удачного фото всегда говорит естественное освещение, также можно использовать портативные световые устройства, благодаря которым портреты получаются резче и четче. Переносной свет, например, мы использовали во время удачной фотосессии Найка Борзова в Ботаническом саду.

Вспышками я не пользуюсь в принципе, поскольку на концертах они запрещены. Люди, которые снимают со вспышками и при этом находятся в фотопуле, скорее всего, попали туда случайно — музыкантам на сцене мешать нельзя.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/125
ISO: 640
Фокусное расстояние: 160 мм

Я пробовал разные фотоаппараты, однако Nikon оказался самым выносливым. На всех съемках я использую мою любимую, просто неубиваемую, камеру Nikon D4S, в качестве второй — Nikon D810. Что касается оптики, я стараюсь всегда под рукой иметь классическую «тройку». Самый востребованный на концертах объектив — 70-200mm f/2.8, настоящая рабочая лошадка, причем я использую его старую версию — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. И стараюсь обязательно взять с собой какой-нибудь фикс, например AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G на второй камере. Дело в том, что сначала хочется крупно снять, например, нос или глаз, сделать хороший поясной портрет, а потом уже обязательную «заходную» панораму.


Иногда я беру AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, он отлично передает динамику: все эти вытянутые руки с гитарами, стойки, ноги — все очень эффектно торчит в стороны. Атмосферу концерта идеально передать с помощью разных фокусных расстояний: общими планами, поясными и крупными портретами.

Очень важно идти на съемку со светосильной оптикой: на сцене гарантированно будет мало света, а смазанные фотографии с концертов для журнала не подходят. Кроме того, фотографы, работающие для прессы, как правило, ищут eye contact. Именно поэтому выкрикивают имена актеров на красной дорожке — чтобы поймать взгляд в камеру. Во время живых выступлений, конечно, никто не кричит, но руководствуются теми же самыми желаниями. Конечно, резкие фотографии с выступлений получаются далеко не всегда: приходится выкручиваться — например, иногда уходить в черно-белый формат.

Зачем, казалось бы, на концерте в помещении крепкая надежная камера? Фотографы снимают прямо перед сценой, откуда летит много грязи и пыли, и избежать этого невозможно. Некоторые коллективы привозят еще свой «фартовый» ковер, который перед концертом раскладывается по сцене… И тут начинается жесть! Часто прямо перед сценой меняешь объективы — не всегда получается взять с собой сразу две камеры, потому что это довольно громоздко, фотографов много и все друг другу мешают. После таких съемок, бывает, возвращаешься домой и удивляешься, как камера под таким слоем пыли вообще работает и даже выдает хорошие снимки.

Мне всегда на фотографии хочется передать именно то, что вижу я, и музыкантов — такими, какими вижу их я. Всегда расстраиваюсь, когда это не получается. Например, я снимал Оззи Осборна, а когда посмотрел фотографии — понял, что не узнаю его, вижу другим. В итоге кадры я забраковал, оставил только его гитариста Закка Уайлда.
Одна из проблем на концерте — микрофон. Он находится перед лицом, так что на фотографиях есть только верхняя часть головы. На концерте на съемку, как правило, у тебя есть 10 минут — три первые песни, в которые ты должен успеть отснять всю группу на сцене (что часто намного сложнее, чем кажется: когда много музыкантов на большой сцене, все они не влезают в кадр, приходится искать какой-то острый угол, чтобы охватить сразу всех), затем сделать крупные кадры — солиста, гитариста, других участников. Плюс частенько среди фотографов происходит небольшой переполох, и все толкаются: такое бывает с непрофессионалами, бегают, как всадники без головы, мешая остальным. Я искренне считаю, что концертный фотограф должен быть худым и компактным — тогда он будет работать четко.


Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 125 мм

Нельзя забывать и о спецэффектах. В первую очередь это дым. Иногда музыканты позволяют себе расслабиться и не могут остановиться вплоть до самого концерта. В таких случаях часто пускают дым на первые три песни, во время которых разрешена съемка — чтобы скрыть от камер состояние музыкантов.

В этом году в Лондоне во время выступления The Dandy Warhols в начале просто выключили свет. Зажгли какую-то одну синюю лампу, в свете которой даже силуэтов не видно было. В таких условиях группа отыграла три песни, потом, когда фотографы ушли, свет включили. Все, конечно, посмотрев на сцену, ужаснулись: очевидно, сам солист не хотел, чтобы его таким снимали.

Первое, что важно для себя понять, отправляясь на съемку концерта, — где, собственно, он будет проходить. Если несколько участников, по расположению микрофонов можно понять, кто и где будет стоять во время выступления. Свет определить никогда нельзя: на разогреве он будет отличаться от основного. Если группа, например, отправляется в тур и перевозит с собой все оборудование — можно посмотреть в интернете, как было двумя-тремя концертами ранее. Плюс, конечно, всегда надо хотя бы немного разбираться в том, что ты снимаешь: в данном случае — в музыке. Ведь разные песни подразумевают разное исполнение: никогда не будет лишним ознакомиться со списком композиций заранее.


Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/640
ISO: 8000
Фокусное расстояние: 200 мм

Постепенно, когда уже знаешь все площадки в Москве, понимаешь, какой будет свет — много денег в сцену не вкладывают, поэтому, если какой-то новый свет ставят, он будет стоять год, и это можно учитывать. Но если попадаешь в новое место, возникают сложности.

Как выбрать правильную точку съемки? Я всегда стараюсь встать так, чтобы мне никто не мешал. Благо, объектив 70—200 позволяет работать в любых условиях, и я могу позволить себе отойти чуть подальше и не толкаться под сценой.

Пожалуй, самое сложное — снять барабанщика и солиста. Остальные участники коллектива как правило, более пассивны. Самое же неудачное для фотографа сочетание — это солист-барабанщик, как, например, Майк Портной из Dream Theatre — как его снимать за барабанной установкой, непонятно: в кадре обязательно будет голова, торчащая из какого-то круглого предмета, который не всегда можно опознать как барабан.

ISO я могу доводить до значения 10 000, и такие снимки легко встают на полосу журнала. Что касается выдержек, тут всегда хочется максимально близко держаться классических значений. Если я, например, выбираю выдержку 1/500, получаются интересные фотографии гитаристов: особенно эффектно выходит с длинноволосыми. Вообще, скучно стоящие на сцене музыканты на фотографиях никого не заинтересуют: в кадре должна присутствовать динамика, какой-то интересный момент.

Сам я снимки не обрабатываю — в журнале есть фоторедактор, который готовит снимки к печати. Кроме того, существует отдел препресс, который при необходимости доводит снимки до кондиции. В целом мы не подвергаем съемку серьезной обработке. Иногда можем немного скадрировать, поправить цвета. Мое принципиальное мнение: фотографии должны быть сняты в JPEG, это своего рода «нетленка» — такая, какая есть.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/125
ISO: 640
Фокусное расстояние: 98 мм

Несмотря на то, что концертная съемка — штука довольно однообразная, необычные места съемок все равно всегда находятся, особенно если тебя пускают за кулисы. Впрочем, и тут надо понимать, что быт артистов — будь то молодая команда или звезды мировой величины — с точки зрения выразительности воображения не поражает. Моя задача как фотографа — показать, что это — тоже работа, кропотливая и непростая.


За годы работы я много где побывал, снял множество концертов. Больше всего запомнилось выступление Лу Рида в 90-х. После концерта вообще произошел удивительный случай — я просто встретил музыканта, который шел мне навстречу.
В потоке концертов ты, конечно, можешь делать выводы относительно мироустройства и работы шоу-бизнеса, но генеральная мысль всегда будет оставаться единственной: самые запоминающиеся концерты — это те, на которые тебе сложнее всего попасть”.

Tags: Обзор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я | УЧУСЬ С NIKON

    Задавались ли вы вопросом, как камера KeyMission 360 позволяет запечатлеть все, что происходит вокруг вас, в формате кругового видео 4K UHD с охватом…

  • KEYMISSION 360

    Камера KeyMission 360 позволяет запечатлеть все, что происходит вокруг вас, в формате кругового видео 4K UHD с охватом 360°! Сегодня предлагаем вам…

  • КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

    Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz, 1864—1946) — американский фотограф, классик художественной фотографии. В 1883 году Альфред, гуляя по Берлину,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments