В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

На этот раз мы попросили амбассадора Nikon Виктора Лягушкина, известного подводными съемками, рассказать об оборудовании для подводной пещерной фотографии:

“Подводная фотография стала массовой в марте 1963 года, когда компания Nikon начала серийный выпуск амфибийной камеры Nikonos-I. В 1958 году ее сконструировали инженеры команды Кусто, назвавшие свое изобретение Calypso, а в 1962-м Nikon купил патент на производство. С тех пор оборудование для подводной съемки сильно изменилось — съемка стала легче, проще и доступнее. Высокие ISO и скорострельность, работа со светом — все это позволяет решать самые сложные фотографические задачи. Даже снимать подводные пещеры.


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/60
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 16 мм

Что же должно оказаться в арсенале современного фотографа, который отправляется на съемку под воду, да еще и в пещеру? Сложность условий оставляет ему небольшой выбор. В отличие от морей, озер и рек, в подводных пещерах нельзя снимать ни зеркальными камерами в пластиковых пакетах, ни амфибийными «мыльницами», ни просто «мыльницами», ни столь популярными в последнее время экшн-камерами. На какие параметры камеры и объектива следует обратить внимание, чтобы понять, годятся ли они для пещерной подводной съемки?


Мой «портрет с производства» с камерой и объективом Nikonos
Камера: Nikon D70
Объектив: AF NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/60
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10.5 мм

Первое. Ширина угла. Замкнутое пространство подводной пещеры требует использовать широкоугольный объектив. А еще и вода играет роль мутного голубого фильтра. Получается, что выбора нет вообще, и оптимальным объективом окажется фишай, из-за которого, в свою очередь, сразу отпадает очень широкий ряд камер — это «мыльницы» и почти все беззеркальные аппараты, которые в большинстве своем не имеют хорошей автофокусной широкоугольной оптики. И раз уж вы берете фишай, то это также отсекает защиту камеры в виде герметичного пакета с плоским стеклом, подойдет только бокс со сферическим портом.


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 16 мм

Второе. Светосила объектива. Вода очень сильно поглощает свет, в «темных» объективах на сенсоры попадает слишком мало фотонов, и из-за низкой контрастности автофокус не справляется. На суше вы можете исправить положение, сфокусировавшись на объекте вручную, но под водой ручная фокусировка не сработает, потому что камера наводится не на реальный объект, а на его уменьшенное изображение в сферическом порту, и точность фокусировки «на глаз» будет слишком низкой.
Третье. Возможность подключения вспышек. Для фотосъемки в пещерах все чаще и чаще используют мощный видеосвет, но вспышки пока продолжают лидировать, поэтому необходимо иметь возможность их подключения.

Если учесть все перечисленное, получается, что пещерный подводный фотограф обречен на зеркальную камеру с объективом фишай в боксе со сферическим портом.
Зато по чувствительности и «скорострельности» никаких особых требований нет: многие мои знаменитые фото сделаны на камеру Nikon D200, причем максимальное значение ISO составляло 400 с объективом AF NIKKOR 10,5mm f/2.8G ED DX Fisheye, а «Хозяйку Орды» я снимал уже на полноформатную камеру Nikon D3s с объективом AF NIKKOR 16mm f/2.8D Fisheye.


Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм

Таким образом, у подводного пещерного фотографа-«никониста» с собой окажется один из трех возможных объективов: AF NIKKOR 10,5mm f/2.8G ED DX Fisheye, AF NIKKOR 16mm f/2.8D Fisheye или один из амфибийных объективов от камеры Nikonos. Последнее совершенно не значит, что сама камера тоже будет старинной Nikonos: многие подводные фотографы высоко оценили качество этих объективов, поэтому производители сделали возможной их установку на свои боксы с современными зеркальными камерами. У стекол Nikonos есть ряд преимуществ и недостатков. Они предназначены для съемки под водой, и качество их рисунка и геометрии выше, чем у связки «порт+фишай наземный». Они гораздо меньше и легче, чем сфера, поэтому комплект легче транспортировать и проще обращаться с ним, его сложнее поцарапать. С амфибийными объективами не работает автофокус, но, поскольку он наводится на реальные объекты, можно фокусироваться вручную. Самый большой минус этого решения — им нельзя снимать на воздухе. Это значит, что про сплиты можно забыть (сплит — художественный и технический прием, при котором часть объектива оказывается под водой, а часть — над ее поверхностью).


Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/18
Выдержка: 20
ISO: 100
Фокусное расстояние: 30 мм

Кроме фишая, вам может потребоваться макрообъектив для съемки деталей. Я долгое время пользовался AF NIKKOR 60mm f/2.8D Micro, и он служил мне верой и правдой. Это очень хороший объектив, который остается резким по всему полю кадра даже при диафрагме 30. На сегодняшний день их уже не выпускают, но зато появился его современный аналог AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED. Большинство подводных фотографов предпочитает макрообъективы с более длинным фокусным расстоянием, например, AF-S NIKKOR 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED, так как он позволяет снимать подводную фауну издалека, в то время как для съемки на 60 mm вам нужно уткнуться портом чуть ли не в сам объект, чего, естественно, животные пугаются. Мне довелось поснимать на Байкале объективом AF NIKKOR 200mm f/4D Micro IF-ED, и это вообще безупречный инструмент. Резкий, очень красивый, само совершенство. Владельцы камер формата DX могут посмотреть еще такие варианты: AF-S DX MICRO NIKKOR 85mm f/3.5G ED VR или AF-S DX MICRO NIKKOR 40mm f/2.8G.


Вот пример моего снаряжения для съемки проекта «Ординская пещера. Познание»”.

Следите за новостями: совсем скоро мы расскажем, какие еще аксессуары Виктор берет с собой на съемки в подводные пещеры! Другие снимки Виктора Лягушкина можно посмотреть в галерее!

Tags: Подводный мир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я | ИДУ В NIKON SCHOOL

    Мы приглашаем фотографов России на интереснейшие бесплатные семинары в Nikon School в ноябре! Это отличный повод узнать о фотографии и фототехнике…

  • Я | NIKON DAY

    Масштабный праздник для любителей фотографии Nikon Day уже состоялся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. А 18 ноября мероприятие пройдет в…

  • КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

    Джордж Раймонд Лоуренс (George Raymond Lawrence, 1868—1938) — один из самых знаменитых фотографов, работавших в области панорамной фотографии,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments