В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Мы попросили амбассадора Nikon Виктора Лягушкина, известного подводными съемками, рассказать об оборудовании для сухопутной пещерной фотографии:

“Я сразу должен предупредить тех фотографов, которые вдохновились моими снимками и решили начать снимать под землей, что реальная пещера выглядит совсем не так, как на профессиональных фото. Сказать, что в пещерах темно, — это ничего не сказать — там абсолютная темнота. Там не бывает режимного времени, восходов и закатов, и солнце не бросает последний теплый лучик на мужественное лицо исследователя. И тот свет, который должен появиться на вашей фотографии, вам придется принести с собой.


Камера: Nikon D3s
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/100
ISO: 400
Фокусное расстояние: 14 мм

Пещеры — это громадные объемы, где чувствуешь себя муравьем, и свет самой мощной вспышки не добивает до противоположной стены; это узкие лазы, куда далеко не каждый может протиснуться даже на выдохе; это светлые стены и монументальные натечные образования; это цветные воздушные занавеси, кальциевые тончайшие иглы и пещерный жемчуг; это жидкая глина и пыльные камни. Но по большей части это небольшие подземные пространства размером от нескольких десятков сантиметров до десятка метров. Большой зал под землей еще нужно хорошенько поискать, да и добраться до такого места бывает очень непросто: сперва придется очень далеко ехать на машине, потом идти пешком со всем снаряжением через чащу, через поле, затем преодолевать вертикальные колодцы, по стенам и по полу которых течет в лучшем случае холодная вода, а в худшем — ледяная жидкая глина.


Камера: Nikon D200
Объектив: AF NIKKOR 20mm f/2.8D
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/60
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

Условия съемок непростые, поэтому нужно много раз подумать, прежде чем взять под землю последнюю топовую камеру с высокочувствительной матрицей. Дело в том, что даже чувствительная Nikon D5 не сотворит чуда, ведь под землей вообще нет света. Камера для пещерной съемки должна удовлетворять следующим минимальным требованиям: у нее должен быть мануальный режим съемки, длительная автоматическая выдержка и возможность подсоединения тросика со спусковой кнопкой фиксации затвора. Стоимость камеры должна соответствовать вашему доходу, так как условия сложные, и техника может погибнуть: вы можете случайно ее уронить и разбить или утопить в глине. И здесь возникает противоречие: ведь я советую взять камеру подешевле, но максимальной защитой от подобных повреждений обладают именно топовые профессиональные камеры Nikon.


Камера: Nikon D3x
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/3
Выдержка: 1/100
ISO: 400
Фокусное расстояние: 14 мм

Как вариант, можно приобрести топовую камеру предыдущего поколения, например, Nikon D3x. Что касается выбора по характеристикам, то, по моему мнению, на сегодняшний день лучшим выбором для пещерной съемки является ударопрочная и влагостойкая камера Nikon D810 с гигантским динамическим диапазоном и очень большим разрешением.

В пещерной фотосъемке одним объективом не обойтись, но и полный парк оптики таскать ни к чему. Поскольку съемка по большей части происходит в небольших по размеру пространствах, основным объективом пещерного фотографа является широкоугольный объектив. Также вам пригодится макрообъектив для съемки деталей и 35—50 мм для съемки репортажа.


Камера: Nikon D4s

Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D

Диафрагма: f/8

Выдержка: 1/20

ISO: 800

Фокусное расстояние: 50 мм


Таким образом, основными объективами для пещерной фотосъемки становятся AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED или AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. То, что пугает многих фотографов при обычной съемке широкоугольными объективами — значительные искажения, которые дает такая оптика, — не должно вас смущать в пещерах. Там практически никогда не встречаются геометрически правильные формы, и искажений на ваших фотографиях никто не заметит, ведь зритель не знает, какой формы был камень или свод, который попал в кадр. А вот знакомые зрителю объекты (человека, палатку, снаряжение) необходимо располагать в тех местах кадра, где искажения будут минимальны. Также нужно следить за такими пещерными образованиями, как сталактиты и сталагмиты. Так как они растут вертикально, широкий угол может неестественно их изогнуть, и зритель это заметит.



Камера: Nikon D4s

Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED

Диафрагма: f/5.6

Выдержка: 1/25

ISO: 3200

Фокусное расстояние: 20 мм


Критическими параметрами при выборе объектива становятся совсем не рисунок и светосила, а вес, стоимость и красота геометрии объектива. Так, 14—24 мм — самый красивый из перечисленных, универсальный и удобный, но при этом самый тяжелый и самый дорогой, что заставляет многих пещерных фотографов отказываться от его использования в пользу более дешевых и легких вариантов. Нужно добавить, что иногда можно использовать фишай, но с осторожностью, так как он дает слишком большие искажения.



Чтобы снять эту панораму, мне понадобилось 11 источников света, из них 7 вспышек.

Камера: Nikon D3s

Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/8

Выдержка: 1/40

ISO: 200

Фокусное расстояние: 14 мм


Основным источником света в пещерах являются отнюдь не фонари спелеологов, а накамерные вспышки. При небольшом весе и относительной дешевизне они позволяют собрать довольно внушительный комплект света, чтобы построить интересное и сложное освещение. Здесь, как и с прочим оборудованием в пещере, не стоит гнаться за топовыми моделями, а лучше брать количеством. Вспышек SB-700 для пещерной съемки вполне достаточно. Но если вам хочется всего самого лучшего, то возьмите комплект вспышек SB-5000. Он позволит создать систему креативного освещения намного быстрее и проще, так как эта модель оснащена встроенным радиосинхронизатором: вы сможете управлять всеми вспышками прямо со своей камеры.



Камера: Nikon D3x

Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма: f/8

Выдержка: 1/60

ISO: 400

Фокусное расстояние: 16 мм


Какой же должна быть вспышка для подземной съемки? Вы удивитесь, но мощность —  не самый критичный параметр. Диапазон регулировки угла и равномерность освещения сцены гораздо важнее. И вот почему: представьте, что вам нужно осветить фигуру человека вдалеке, но, по техническим причинам, вы не можете поставить вспышку рядом с ним. Что делать? Узкий луч решит вашу проблему. И если у вспышки нет этой опции, вам придется решать проблему подручными средствами, например, сделать тубус, чтобы сузить луч. А это лишнее время и силы, потраченные под землей не на съемку. Мои любимые вспышки, удовлетворяющие этим параметрам — SB-910, — позволяют направлять луч от самого широкого до узкого: от 20 до 200 мм в эквиваленте фокусного расстояния”.



Камера: Nikon D3s

Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/9

Выдержка: 1/160

ISO: 200

Фокусное расстояние: 24 мм


Следите за новостями: совсем скоро мы расскажем, какие еще аксессуары и источники света Виктор берет с собой на съемки в пещеры! Другие снимки Виктора Лягушкина можно посмотреть в галерее nikonpro.ru!


Tags: Обзор, Объективы, Подводный мир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я | ИДУ В NIKON SCHOOL

    Фотографов Екатеринбурга приглашаем на практическое занятие фотографа Михаила Дулова по теме: "Ночной городской пейзаж" Вы узнаете про все…

  • Я | ВЫБИРАЮ ОБЪЕКТИВ

    Компания Nikon регулярно сотрудничает с талантливыми фотографами по всему миру для демонстрации возможностей своей техники. Так, испанский фотограф…

  • KEYMISSION 360

    С помощью экшн-камеры Nikon KeyMission 360, позволяющей запечатлеть все, что происходит вокруг вас, в формате кругового видео 4K UHD с охватом 360°,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments