В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Categories:

Быстрее, выше, сильнее. Эволюция спортивного фоторепортажа — перед объективом

Стать спортивным фотографом хотели бы многие. Адреналин, азарт, охота за «тем самым кадром» на бешеной скорости — согласитесь, звучит привлекательно. Но только не думайте, что вас ждут исключительно веселье и путешествия. Роберт Максимов, официальный фотограф Федерации тенниса России и амбассадор Nikon, не понаслышке знает, что такое многочасовое ожидание на лютом морозе, работа с 15 кг техники за плечами и поистине братская взаимовыручка коллег.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1600
ISO: 800
Фокусное расстояние: 195 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


За более чем 40-летнюю карьеру у Роберта, который сам в молодости занимался лёгкой атлетикой, накопилось немало историй и советов. Интересно, что по сути всю эволюцию спортивного фоторепортажа — от чёрно-белых пленок до «нафаршированной» Nikon D5 — он наблюдал своими глазами через объектив.

Один из самых запоминающихся уроков Роберту однажды преподал коллега в Атланте. Фотограф вспоминал, что зал, в который они тогда попали, был очень плохо освещён. «Нашли хорошую точку съёмки, я ставлю конвертор, черно-белую пленку, потому что цветная здесь, на мой взгляд, бесполезна. А мой друг, итальянский фотограф Джулиано, говорит, что всё-таки попробует снять на цветную. Выступают женщины на брусьях. До объекта съёмки метров 60. У Джулиано объектив 400 mm, конвертор, выдержка — 1/60. Любое движение нерезко. Я удивлялся — зачем он это делает? Но когда принесли из проявки пленку, это была просто фантастика. Всё в движении, смазано, а лицо спортсменки абсолютно резкое. Он снял то, что снять было невозможно!», — говорит Максимов.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1600
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 560 мм

Что главное?

По мнению Роберта, участвующего в международном проекте о фотографах в разных жанрах NikonPro, самое важное в камере спортивного фотографа — правильный автофокус. «Это важнейший фактор. И второе — хорошая матрица. Всё остальное не так важно, мне даже не нужны эти 14 кадров в секунду. Главное — чистое, качественное изображение и точный автофокус. Nikon D5 и D4s (ссылки)— одни из лучших камер в этом деле!», — признаёт мастер.

Не забываем и про высокие ISO. Ведь фотограф может выбрать более короткую выдержку. «Так, если раньше я снимал на 1/800 или 1/1600, теперь я могу снимать с выдержкой 1/2500 и выше, так что ракетка и мячик становятся резкими, не смазанными. Видна даже фактура ворса!», — говорит Максимов.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Мастер утверждает, что у фотографа обязательно должна быть качественная экипировка. Ведь однажды именно она его и спасла. Представьте: горный склон, 19 градусов мороза, ветер. И высота — около 2700 метров. И вдруг старт скоростного спуска отменяют! Сначала на час, потом ещё... В итоге половина фотографов просто не выдержали таких условий и ушли. «Я завернулся, капюшон надел, закрылся, устроился в сугробе и уснул. Я сам горнолыжник и для съёмок экипировку использую горнолыжную. Она идеальная, с подогревом — ткань с нитью карбида циркония, мне в сугробе хорошо!», — вспоминает Максимов.

А как в двух словах описать, что в общем и целом нужно делать спортивному фотографу? Думать и наблюдать. «Я терпеть не могу, когда рядом со мной сидит фотограф и строчит как из пулемета. Я говорю ему: «Подумай. У тебя 10 кадров в секунду. Бежит Болт. Почти каждый кадр совпадает с отталкиванием. Если ты первый кадр снял в тот момент, когда у бегуна нога „захлёстывает“ (между собой мы называем такие кадры „инвалидами“ — одной ноги не видно), тогда все 10 кадров получатся дефектными. Если ты попал с первым снимком в нужный момент, то все следующие тоже будут хорошие. Думай!», — советует Роберт.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/800
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 195 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Также мастер категорически не рекомендует смотреть на дисплей во время съёмки. Ведь в этот момент можно пропустить всё самое важное и интересное.

А вообще Роберт Максимов абсолютно убежден, что фотограф, который может снимать лёгкую атлетику, сможет снять всё что угодно. Ведь это колоссальный опыт: абсолютно разные условия, задачи, решения... Плюс, это настоящая проверка на прочность! «Физически для меня очень сложным спортом для съёмки оказались горные лыжи, скоростной спуск. И технически тоже, — делится Роберт. — В чём сложность: скорость спортсмена — 140-150 км/ч. Как правило, снимать можно с единственной фотопозиции, которую определяет шеф-фотограф. Сюда пускают 10-12 человек, не больше — только пул, или только если „твой“ спортсмен в лидерах, а так получить сюда допуск почти невозможно».


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Профессиональная взаимовыручка

Все должны понимать, что работа спортивного фотографа, которому необходимо часто ездить за границу, во времена СССР была сильно осложнена. Так, не разрешали выезжать за пределы страны дважды в год (а ведь летняя и зимняя Олимпиады бывали в один год). «Таким образом, съездив на одну, — а я выбирал, как правило, летнюю, — зимнюю автоматом пропускал», — признаётся Роберт.

Но поговорим о тех мероприятиях, которые Максимов всё же смог увидеть собственными глазами. Вообразите огромную толпу фотографов на Олимпиаде: скорее всего, первое, о чём вы подумали, — бешеная конкуренция. Как ни странно, Роберт с нежностью говорит о своих коллегах из других изданий, вспоминая множество историй о взаимовыручке и помощи. Да и вообще называет спортивных фотографов семьёй, а с некоторыми дружит по несколько десятков лет.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/30
ISO: 640
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

«Был один случай. Представьте: забег 100 метров, финал. Кто выиграет? Фотографы снимают на 400 мм, да ещё и с конвертором, чтобы сделать снимок в лоб, крупный план, запечатлеть эмоции. Нас четверо: итальянцы Джулиано и Коломбо, немка Глади и я. Четыре дорожки распределяем между собой — кто-то снимает первую, кто-то вторую и так далее. Снимаем каждый „своего“ спортсмена, и после победного финиша делим между собой снимки победителя», — приводит Роберт пример.

Кстати, больше увлекательных историй из жизни и интервью с профессиональными фотографами можно найти на сайте NikonPro.

«Если раньше много внимания и времени отнимала установка экспозиции, сейчас ты об этом не думаешь. Я выставляю нужные мне параметры и больше о них не забочусь, я весь в творчестве. Ищу нужный кадр, нужный момент — только это», — говорит Максимов, добавляя, что техника должна отрабатывать своё, а наша голова — своё, а уж если всё это совместить — результат не заставит себя ждать!


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 270 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 150 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Tags: Я | ФОТОГРАФ, репортаж, спорт
Subscribe

Posts from This Journal “Я | ФОТОГРАФ” Tag

  • ФОТОГРАФ. Данила Колодин

    Немного бэкстейджа с недавних съёмок-теста Nikon Z 7 от Данилы Колодина. Было очень весело и продуктивно! Смотрим! В каком жанре вы бы хотели…

  • ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Рэй Демски

    Амбассадор Nikon Рэй Демски (Ray Demski) является одним из наиболее ярких современных мастеров фотографии, специализирующихся на съемке…

  • ФОТОГРАФ. Томаш Мачара

    Томаш Мачара (Tomáš Machara) из Словакии любит походы и дикую природу. «До недавнего времени я использовал AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED,…

Comments for this post were disabled by the author