В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Category:

Особенности съемок в разные времена года. Часть вторая

В первой части статьи мы рассказали о том, как лучше всего снимать весну и лето, а теперь хотели бы познакомить вас с особенностями работы в холодные сезоны – осень и зиму.

Осень

Зеленые, желтые и красные краски листьев вместе с синим осенним небом раскрывают красоту осени в полной мере, поэтому постарайтесь не упускать случай и сделать красочный снимок. Как и летом, раннее утро и поздний вечер остаются лучшим временем для съемки, поскольку свет теплый, а небо - глубокого ярко-синего цвета.

Автор: y2- hiro

В процессе съемки вам поможет поляризационный фильтр - он сделает небо еще синее. А теплые фильтры или усилят естественную теплоту света и пейзажа. Поляризационный фильтр поможет даже в пасмурную погоду, с ним цвета будут выглядеть ярче, а блеск листьев будет не так заметен.

Автор: Алексей Юницын

Стоит также поэкспериментировать с фильтрами, придающими теплый оттенок или с оранжевыми фильтрами, чтобы усилить цвета листвы.

Автор: Vania Dubas

Помните, что раннее утро - прекрасное время, чтобы запечатлеть осенние пейзажи, - из-за низко стоящего солнца деревья отбрасывают длинные тени. Открытые пространства в лесу позволяют поместить тени на передний план и включить в кадр деревья со сверкающей листвой, освещенные контровым светом.

Автор: Влад Соколовский

Помимо общих видов, можно сосредоточить внимание зрителей на мелких деталях. В ковре из шелестящих осенних листьев найдутся различные цвета, узоры и фактуры - заполните ими передний план, воспользовавшись стандартным или зум-объективом.

Поищите русла рек и лесных ручьев, они также позволят снять очень поэтичные виды. Опавшие листья на фоне зелени или скучно-серых воды и камней будут выделяться, а струящаяся вода при съемке с длительной выдержкой (от 1 сек.) получится на пленке размытой.

Автор: Влад Соколовский

В дождливую погоду, так же как и в пасмурную, различные оттенки цвета «размываются» и переходят в пастельные тона. Дождевая завеса уменьшает и резкость изображения, поскольку вы снимаете сквозь миллионы капель воды.

Автор: Ольга Коробкова

При большой выдержке падение водяных капель будет смазано; чтобы «остановить» это движение, нужна выдержка не более 1/125. Если в этих условиях диафрагма объектива и чувствительность фотопленки позволяют вам применить выдержку 1/500 с, то легче будет запечатлеть узоры, которые «рисует» дождь на мокрых поверхностях и лужах.

Автор: Вячеслав Мороз

Если опавшая листва создает на переднем плане излишнюю пестроту и делает его очень светлым, то это ухудшит передачу глубины пространства. Постройте кадр так, чтобы передний план был в тени.

Автор: Юрий Снопков

Исключение составляют сюжеты, в которых внимание зрителей сосредоточено именно на опавшей листве, для этого фотографы применяют широкоугольный объектив. В таких снимках резкость переднего плана и его тональная проработка должны быть максимальными, что достигается выбором светофильтра и величины экспозиции.

Поздняя осень приносит с собой облака или тучи, резко падает освещенность, снижаются контрасты, пейзаж становится более строгим, графичным. В этом случае большое значение приобретают композиционные построения, расположение в кадре стволов и ветвей деревьев, тональные соотношения элементов сюжета. Глубинному восприятию сюжета способствуют темные предметы на переднем плане. Подчеркнуть перспективу можно, включив в кадр линию дороги, тропинку, уходящую от края кадра в его глубину. Чтобы снимки с такими сюжетами не получились слишком монотонными, «серыми», поднимают тональную шкалу изображения, включая в кадр мокрые бликующие поверхности, лужи с отражением неба или, наоборот, очень темные предметы.

Автор: Влад Соколовский

С выпадением первого снега общая картина в природе резко меняется. Снова повышается освещенность, возрастают контрасты, пейзаж становится более ярким. При съемке таких сюжетов следят, чтобы фактура снега на них была проработана, что при рассеянном освещении сделать всегда трудно.

В эту пору на некоторых деревьях и кустарниках еще сохраняется потемневшая листва, которая имеет промежуточную тональность между совсем черными стволами деревьев и белым снегом, обогащая тональную палитру снимка.

Впечатление глухой осенней поры усиливают, вводя в кадр незамерзшие лужицы с отражающимися в них берегами и небом. Для большего эффекта в ясную погоду применяют оранжевый светофильтр, а в пасмурную — оттененный, это делает небо более темным, тревожным.

Автор: Александр Тупикин

Зима

Зимой солнце редко поднимается выше, чем на 20°над горизонтом, поэтому, хотя день длится всего несколько часов, освещение остается подходящим на протяжении всего дня, и вы можете снимать от рассвета до заката без перерыва. Однако, поскольку световой день короткий, открытый пейзаж можно снимать от восхода и до заката всего лишь в течение нескольких полуденных часов, а для съемок в лесу это время сокращается до минимума, особенно на узких полянах или просеках. Не способствуют зимним пейзажным съемкам и сильный мороз, и малое количество солнечных, благоприятных для этой цели дней.

Однако есть и плюсы. Солнце зимой кажется крупнее, чем обычно, поскольку его лучи рассеиваются дымкой. Длинные тени позволяют выявить фактуру и моделируют ландшафт.

Автор: Вадим Соловьев

Однако, конечно же, технически съемки зимой сложнее, чем в другие времена года. Одним из самых романтичных пейзажей остается снег, лежащий на ветках деревьев. Однако такой пейзаж и наиболее труден для фотографа. В солнечную погоду имеется большой интервал яркостей, который невозможно воспроизвести на снимке без утраты деталей в свете либо в тенях изображения.

При съемке открытых пейзажей или в березовом лесу фотограф имеет дело не с контрастом самого сюжета, а с контрастом светотени, который в зимнее время относительно невысок (не выше, чем летом), поэтому никаких особых трудностей для воспроизведения такой сюжет не представляет. В этом случае достаточно правильно выбрать светофильтр и не допустить ошибки в определении экспозиции, чтобы на снимке были хорошо проработаны детали теней и света. Чем светлее небо и чем больше на нем белых облаков, тем большую плотность должен иметь желтый светофильтр, используемый при таких съемках.

Автор: Алексей Жданов

Присутствие в кадре деревьев хвойных пород, особенно елей, усложняет эту задачу. Зимой хвоя темнеет и отражает свет в 3—4 раза хуже, чем летом. Снег, отражающий более 90% падающего на него света, имеет огромную яркость. Светофильтры в этом случае мало помогают: желтые, желто-зеленые почти не эффективны вследствие сильного потемнения хвои, а оранжевый, хотя и несколько высветляет ее на снимке, настолько повышает контраст светотени, что становится неприемлемым. В подобных сюжетах рекомендуется включать в кадр только далеко стоящие деревья, чтобы они занимали малую его часть, и мириться с тем, что они будут воспроизводиться на снимке силуэтом, без проработки деталей.

Автор: Роман Ковалев

Вторая трудность зимних съемок — это воспроизведение на снимке фактуры снежных поверхностей. Достигается это выбором наиболее выгодных характеров освещения, светофильтра и величины экспозиции. Фактура снега хорошо воспроизводится при боковом, полуконтровом или контровом освещении. За счет низкого положения солнца зимой от каждой неровности на снегу возникают длинные косые тени, способствующие выявлению на снимке его структуры.

Автор: Даниил Коржонов

Фактура снежных поверхностей плохо воспроизводится при фронтальном и рассеянном освещении из-за отсутствия светотени, поэтому снимать зимний пейзаж в пасмурную погоду не следует.

Исключением можно считать картины снежных буранов, метелей. Фотографировать такие сюжеты трудно, так как снег на подобных снимках получается в виде сплошной серой, тяжелой массы. Снег значительно естественнее выглядит на снимках, когда он взрыхлен и на нем видны следы, лыжня или протоптанная тропинка.

При съемке пейзажей, включающих участки сверкающего на солнце льда, большую пользу приносит поляризационный светофильтр, с помощью которого можно пригасить блики. В ряде случаев этот светофильтр может быть использован и для притемнения неба без опасения увеличить контраст светотени.

Автор: Влад Соколовский

Зимой вследствие малой запыленности воздуха действие всех цветных светофильтров становится более ощутимым. В атмосфере содержится мало водяных паров, воздушная дымка незначительна, поэтому пространство на снимках передается неудовлетворительно, за исключением таких дней, когда в толще морозного воздуха появляются мельчайшие кристаллики льда, которые, сверкая на солнце, как бы повисают в нем. Такие моменты не следует упускать для съемок. Обычно они бывают рано утром при тихой солнечной погоде, когда температура воздуха внезапно резко понижается. Образующаяся при этом дымка в сочетании с густым инеем придает пейзажу красивую серебристую тональность.

Автор: Влад Соколовский

В пасмурный день теней практически нет, часто выявляются детали, которые при другом освещении были бы утрачены. Цвета смягчены, и хотя это обедняет одни сюжеты, другие сюжеты в этом случае фактически выигрывают. Сцена, которая при солнечном свете полна ярких, контрастирующих тонов, в пасмурный день становится гораздо гармоничнее.

В некоторых условиях при пасмурной погоде свет может вызвать на отдельных предметах нечто вроде свечения. Белое на более темном фоне кажется светящимся. Этот эффект не всегда легко заметить из-за общей монотонности окружающего фона, но потренируйтесь, - и вы сумеете отличить более высокую отражательную способность одних объектов относительно других.

Автор: Дэвид Кеохкерян

Сюжеты со снегом можно снимать и при хмуром небе, но в результате изображение будет очень низкого контраста. Чтобы оживить монотонность таких изображений, нужен какой-либо ярко окрашенный объект, размещенный в кадре как привлекающее внимание пятно.

Автор: Александр Постников

Лучшие результаты дает контровое или резкое боковое освещение. Такие сюжеты хорошо выглядят в цвете. В этих условиях хороши и детали пейзажа, например снег, лежащий по рисунку ветвей.

Лед и иней - также благодатные для съемки сюжеты, по крайней мере, при съемках крупным планом. Их можно снимать и при сильной облачности, и при редких проблесках неяркого зимнего солнечного света, заставляющего их сверкать.

Автор: Нурия Таирова

Лед и иней образуются на краях растений и листьев и повторяют рисунок тонких мембран листвы. Понаблюдайте льдинки и снимите их крупным планом.

Автор: Пётр Акимкин

За предоставленные иллюстрации выражаем благодарность y2- hiro, Алексею Юницыну, Vania Dubas, Владу Соколовскому, Ольге Коробковой, Вячеславу Морозу, Юрию Снопкову, Александру Тупикин, Вадиму Соловьеву, Алексею Жданову, Роману Ковалеву, Даниилу Коржонову, Дэвиду Кеохкеряну, Александру Постникову, Нурии Таировой, Пётру Акимкину.

А какие советы по съемке осенью и зимой добавите вы? Ждем их в комментариях, а также хотим напомнить о возможности добавить наш ЖЖ в свою френд-ленту одним кликом.

Tags: природа и погода, советы
Subscribe

  • Я | УЧУСЬ С NIKON

    Для тех, кто не знает, как снять фото на KeyMission 360 для Instagram, мы подготовили специальное обучающее видео! Делитесь инфографикой с друзьями и…

  • Я | ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮ С NIKON

    Термин “синий час” происходит от испанского выражения La hora azul или французского L’Heure Bleue и означает период времени…

  • Я | УЧУСЬ С NIKON

    Красивое боке ценится во многих жанрах фотографии, особенно в портрете и макро. Мы сделали новую обучающую инфографику, в которой собрали…

Comments for this post were disabled by the author