В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Categories:

Я | СНИМАЮ В ЖАНРЕ «АНИМАЛИСТИКА»

Дорогие друзья, мы рады представить вашему вниманию интервью талантливого фотографа Сергея Рыжкова, который выбрал объектом своих фотографий братьев наших меньших – животных и, преимущественно, птиц. Снимки в жанре «Анималистика» дают нам уникальную возможность хорошенько рассмотреть разноцветных щурок, опасных ястребов и длинноногих ходулочников – птиц, к которым простому человеку очень сложно приблизиться на небольшое расстояние. Сергей рассказал нам, как ему это удаётся, и поделился другими полезными для съёмки в анималистике вещами. Приятного просмотра!

- Почему вы выбрали объектом своих фотографий именно животных и птиц?

- К этому жанру меня подтолкнули любовь к природе и жажда открытий. Вокруг нас огромное количество птиц, поэтому можно наблюдать за разными видами буквально не отходя от своего дома. Мне нравится удивлять людей, я демонстрирую им то, чего они обычно не замечают.

Длиннохвостая синица

- Есть ли у вас домашние животные? Птицы?

- Птиц у меня никогда не было, только котики и собачки. Честно говоря, если занимаешься съёмкой природы, то вряд ли можешь позволить себе иметь домашних животных – слишком часто приходится уезжать на достаточно длинные сроки.

Еж

- Какой камерой и какими объективами вы предпочитаете пользоваться?

- Первой моей камерой по воле случая стал Nikon D40. Мне хотелось, чтобы фотоаппарат был недорогой и качественный, и я не ошибся в своём выборе. Когда я понял, что хочу заняться съёмкой птиц, то приобрёл AF-S VR Zoom-Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED. После этого я сменил ещё несколько камер и долгое время снимал даже старым мануальным объективом Nikon Nikkor-h Auto 300mm F4.5. Но без автофокуса снимать животных очень сложно, и сейчас я предпочитаю AF-S Nikkor 300mm f/4D IF-ED. Мои критерии остались прежними: соотношение цены и качества. Что касается самой камеры, то сейчас я снимаю на Nikon D7100, так как решил, что кроп-матрица для анималистики – это неплохой вариант.

Степная гадюка

- Какие настройки фотоаппарата наиболее выгодны, чтобы поймать птицу в полёте?

- Основная проблема при съёмке птиц в полёте – недостаток света. Желательно иметь при себе светосильный объектив и камеру, которая позволит поднять параметр светочувствительности без потери качества. Чем меньше птица, тем короче должна быть выдержка.
Когда я рассчитываю на динамичную сцену, то максимально открываю диафрагму объектива и повышаю ISO до 800 и выше, хотя бывают и исключения. Снимок канюка в полёте я сделал на выдержке 1\160с, но в тот момент я совершенно не рассчитывал на динамику, снимок получился случайно, а длинная выдержка очень удачно смазала крылья, сделав акцент на голове хищника. Для «заморозки» движения мелких птиц потребуется выдержка от 1\1000с и короче.

Канюк

- Перед съёмкой обычно рекомендуется изучить поведение особей, которых планируется снимать. Вы согласны с этим?

- Конечно, без базовых знаний об объекте съёмки рассчитывать можно только на удачу. Мне такой вариант не подходит, поэтому я много времени уделяю наблюдениям за животными и анализом местности, где планирую снимать. Это даёт понимание того, где, когда и кого можно увидеть.

Многие виды птиц любят сидеть на удобных веточках. Стоит установить такую в нужном месте, и можно быть уверенным, что желанная птица обязательно на неё прилетит. Так я снимаю зимородков и щурок. А ворон, например, очень наблюдательный и осторожный, но падок на еду. Поэтому поместив мясную прикормку в месте, где обитают вороны, я имел возможность наблюдать за ними с небольшого расстояния.

Пара воронов

В большинстве случаев птицы очень привязаны к своей территории. Когда я увидел маленькую выпь посередине реки, я сразу понял, что у меня появился шанс запечатлеть эту скрытную птицу. Так и вышло – вылетая из своего укрытия на охоту, выпь каждый раз садилась в одно и то же место - на коряги посередине реки. Мне понадобилась лодка и немного терпения, чтобы сделать удачный кадр.

Малая выпь с уловом

- При съёмке в парке не мешают ли вам люди? Как избежать присутствия людей на фото?

- Излишнее внимание со стороны людей – это всегда проблема. Оно отвлекает фотографа и спугивает птиц. Но у него есть и положительные стороны – в общественных местах птицы приучены к людям, не боятся их, и поэтому есть хороший шанс сделать снимок «с подхода». Используя телеобъектив AF-S Nikkor 300mm f/4D IF-ED, я свожу к минимуму возможность попадания людей в кадр.

Ястреб на водопое

- Где вы предпочитаете снимать?

- В первые годы я снимал в городе из-за недостатка времени и опыта. Было интересно открывать для себя новые виды птиц, которых я раньше не замечал. Но теперь я стараюсь расширить свою географию и езжу снимать по Днепропетровской и Харьковской областям Украины. Планирую на этом не останавливаться, а работать уже более целенаправленно - стараюсь более детально показать жизнь каждого отдельного вида.

Угощения удода

- Как вам удаётся снимать птиц с предельно близкого расстояния? Вы маскируетесь, например, или постепенно приручаете птицу?

- Это редкий случай, когда удаётся получить удачный кадр без использования средств маскировки. В зависимости от местности и вида птицы можно использовать простую накидку из маскировочной сетки или палатку, замаскированную под местность. Правильно выбранное место для укрытия – половина дела. Это позволит снимать с близкого расстояния, не беспокоя птицу. К примеру, мелких певчих птиц оптимально снимать с расстояния 3-4 метра, используя объектив 300мм. В зависимости от времени года можно использовать кормушку или водопой, чтобы приманить птицу в удобное для фотосъёмки место.

Зарянка

Если маскировка не удалась, то это очень печально, ведь в таком случае птица не подлетит близко, и время будет потрачено впустую. Такое у меня происходит сплошь и рядом. Часто не хватает времени, или я просто ленюсь хорошо поработать над маскировкой. Поэтому мой шедевр маскировки ещё не придуман, а сейчас птиц беру измором – жду, когда они привыкнут к моему присутствию или к моей палатке.

Удод

- Птица в любой момент может улететь. Как в таких условиях построить интересную композицию?

- Чаще всего композиция продумывается заранее, во время подготовки «съёмочной площадки». Главное - дождаться птицу в нужном месте. При съёмке «с подхода» важно не спугнуть объект и внимательно следить за фоном и посторонними предметами в кадре. Плохой фон или свет, много лишних деталей в кадре, – это основные проблемы, которые возникают при спонтанной съёмке.

Трясогузка в полете

- Как преодолеть однообразие сюжетов?

- Чем больше часов вы проведёте на природе, тем больше у вас шансов увидеть нечто интересное. Природа сама выдумывает сюжеты, мне остаётся только успевать запечатлеть их с помощью фотоаппарата.
Всегда интересны динамичные моменты, сцены из жизни животных, их взаимоотношения. Но для меня это высшая планка, к которой я пока что только стремлюсь. Снимок ценен тогда, когда на нём запечатлён уникальный момент.

Лесная полевка

- Существуют ли особые правила для съёмки птенцов?

- Одно из основных правил, на самом деле, – избегать съёмки птенцов. Часто птица может бросить гнездо или не подлетать к нему слишком долго, что приведёт к гибели малышей. Но это зависит от вида птиц и тех условий, в которых ведётся съёмка. К примеру, птенцы ушастой совы – замечательные объекты для съёмки. Стоит только помнить, что «выпавший» из гнезда совёнок вовсе не потерялся и не брошен родителями. Часто таких совят забирают домой, где они и гибнут. А вот когда птенцы подросли и способны самостоятельно воспринимать опасность, снимать их – дело безопасное и очень интересное.

Птенец крачки

- Какие ваши любимые птицы для съёмки?

- Каждые птицы хороши по-своему, и выделить кого-либо сложно. Каждый год я стараюсь поснимать куликов на мелководных водоёмах. Эти непримечательные с виду птицы чем-то очень привлекают меня. Отличными объектами съёмки являются золотистые щурки и зимородки. Их яркий окрас манит к себе, словно магнит, к тому же снимать их довольно просто, так как они не пугливые.

Золотистая щурка

- Хищные птицы могут быть опасны. Какие правила безопасности надо соблюдать при съёмке таких особей? Были ли случаи нападения на вас?

- Хищные птицы очень осторожны и улетают от человека на десятки или сотни метров. Поэтому ни о какой опасности не может быть и речи. А вот человек для хищных птиц – большая угроза. Но есть и исключения. К примеру, неясыти очень агрессивны и опасны, если пытаться подобраться к их гнезду. Чтобы обезопасить себя, орнитологи используют защитные очки и шлемы. Дело нешуточное. Один фотограф поплатился глазом за желание поснимать гнездо этой птицы.

Портрет ястреба

- Расскажите несколько «охотничьих» историй, пожалуйста.

- Моя «фотоохотничья» жизнь довольно скудна. По большей части это часы монотонного ожидания ради нескольких минут съёмки. Прошлой зимой приходилось ночевать в поле, чтобы дать возможность птицам привыкнуть к моему укрытию. В общей сложности, в палатке я за зиму провёл более 150 часов ради того, чтобы сделать несколько кадров на протяжении 5-10 минут. Конечно, я рассчитывал на большее, но и таким результатом вполне доволен.

Жаворонок на льду

- Расскажите, пожалуйста, как снимать водных птиц: как выбрать точку съёмки, какие настройки фотоаппарата использовать, нужна ли специальная техника, как долго приходится ждать удачного кадра?

- Съёмка у воды даёт фотографу множество возможностей: это прекрасные отражения и блики на воде, сцены купания или охоты. Если говорить о времени съёмки, то всё очень индивидуально. Наиболее эффектно выглядят снимки с низкой точки, в идеале - с уровня воды. Для этого приходится лежать на влажном берегу, уткнувшись подбородком в грязь. Приходилось ходить по грудь в воде и плавать в надувной лодке. Но оно того стоит! Под воду я пока не заглядывал, потому особых требований к технике у меня нет. Главное - это быть осторожным и не утопить свою аппаратуру, что я один раз сделал. В подводное плавание отправился мой Nikon D5100, после чего я этой камерой успешно снимал ещё 2 года.

Ходулочники строят гнездо

Я не использую специальной экипировки для съёмки водных птиц, так как снимаю с берега или с лодки. Но если браться за это дело серьёзно, то стоит обзавестись гидрокостюмом, благодаря которому пребывание в воде будет комфортным и безопасным.

Лысуха

Благодарим Сергея Рыжкова за ответы на вопросы и предоставленные фотографии. В комментариях будем ждать ваши фотографии птиц и советы по их съемке, а также интересные истории с «фотоохоты». Если вы желаете добавить наш блог в друзья, вы можете сделать это, нажав на ссылку.

Также читайте:

Я | ФОТОГРАФ. Татьяна и Дмитрий Жеребцовы. Суслики
Я | ФОТОГРАФ. Ростислав Машин
Я | ФОТОГРАФ. Сергей Рыжков
Я | ФОТОГРАФ. Марта Май
Животные и Nikon

Tags: животные, интервью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МАГИСТРАТУРА NIKON. Итоги

    Мы подводим итоги конкурса, посвященного съемке растений. На этот раз победителем становится Анна Смирнова с кадром, снятым при помощи Nikon D7100.…

  • NIKON

    Друзья, мы приняли решение завершить работу официального аккаунта Nikon Russia в ЖЖ. Благодарим вас за то, что все это время вы были с нами. Мы не…

  • ФОТОГРАФ. Алексей Кондратюк

    «Люблю дикую природу и все, что с ней связано. Фото и видео — мое большое хобби. Любимые жанры: анималистика, подводная фотография, документальное…

Comments for this post were disabled by the author

Recent Posts from This Journal

  • МАГИСТРАТУРА NIKON. Итоги

    Мы подводим итоги конкурса, посвященного съемке растений. На этот раз победителем становится Анна Смирнова с кадром, снятым при помощи Nikon D7100.…

  • NIKON

    Друзья, мы приняли решение завершить работу официального аккаунта Nikon Russia в ЖЖ. Благодарим вас за то, что все это время вы были с нами. Мы не…

  • ФОТОГРАФ. Алексей Кондратюк

    «Люблю дикую природу и все, что с ней связано. Фото и видео — мое большое хобби. Любимые жанры: анималистика, подводная фотография, документальное…