В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу. Часть 2

Лес порадует не только свежим воздухом и сочными оттенками, но и интересными сюжетами для фотографий. Как фотографировать в лесу, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами поделятся: Елена Соколова, Иван Мухин, Александр Андрейко, Юлия Лаптева, Антон Дмитриев, Руслан Мигранов, Дмитрий Филатов.

И традиционный конкурс: ждем ваши работы в комментариях здесь до 10 ноября! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, снимка получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения! Начало Магистратуры вы найдете здесь!


Автор: Елена Соколова

Часть 1.

Юлия Лаптева:


“Фотография как искусство привлекала меня достаточно давно. Но сначала это было просто увлечение и самые простые фотоаппараты (мыльницы). Природа всегда была для меня источником вдохновения, и мне хотелось поделиться этим великолепием с близкими и друзьями.


Лесные тропы
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/9
ISO: 400
Выдержка: 1/100
Фокусное расстояние: 24 мм

Окончательно «волна» вдохновения меня накрыла с приобретением фотокамеры Nikon Df. Камеру из рук я уже практически не выпускала, и путь, ранее занимавший 30 мин езды, вдруг «превратился» в 2 часа увлекательного путешествия — красивые облака и дорога, уходящая в лес, не позволяли проехать мимо! Да и Брянский край славится своими лесами, нужно лишь увидеть и подчеркнуть эту красоту!


Тихий осенний вечер
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/10
ISO: 250
Выдержка: 1/200
Фокусное расстояние: 34 мм

⦁ Для съемки в лесу подойдут боковой и контровый свет, так как появление интересных теней от деревьев придаст снимку динамики и перспективы;

⦁ Лучшее место для съемок — это опушка леса, и не стоит углубляться в самую чащу;


Карамельные сосны на закате дня
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/10
ISO: 100
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 34 мм

⦁ Брать за основу классическую живопись, работы художников-пейзажистов с безупречной композицией, светом, цветом, многоплановостью. Пожалуй, это одно из самых главных для меня правил! Творчество И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова.

⦁ Можно поэкспериментировать с глубиной резкости, чтобы придать кадру больший объем;


Красота осени
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/13
ISO: 400
Выдержка: 1/80
Фокусное расстояние: 34 мм

⦁ Что касается объективов, для съемки в лесу можно использовать как широкоугольные, длиннофокусные, так и объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Все зависит от задачи, фантазии, умения видеть и чувствовать природу, передать настроение в кадре, состояние природы, которое вы видели и ощущали.

⦁ Оживить фотографию может, например, человек, уходящий вдаль, контраст теплых и холодных оттенков.


Над обрывом
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/9
ISO: 500
Выдержка: 1/40
Фокусное расстояние: 24 мм

В своей работе я использую Nikon Df, объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S ZOOM-NIKKOR 80-200mm f/2.8D IF-ED, AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED и AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G”.



Антон Дмитриев:

"Фотографией сильно увлекся четыре года назад, снимаю пейзажи и природу. До этого были простые фотоаппараты, да и щелкал, не сильно задумываясь над кадром. Сейчас постоянно изучаю что-то новое, читаю книги и смотрю обучающие видео по композиции и обработке.

⦁ Оборудование

Собираясь в лес, не забываем взять с собой штатив, ведь там, как правило, немного света и длинные выдержки. Здесь же пригодится и пульт дистанционного управления камерой.

Обязательно потребуется поляризационный фильтр, который поможет убрать блики и переотражения с листвы, травы и воды.

Длиннофокусный объектив поможет сжать пространство и выделить объекты съемки. Широкоугольный, наоборот, внесет в кадр массу лишних деталей, которые не пойдут фотографии на пользу.

⦁ Изменения в природе и погода

Природа постоянно меняется, и даже за одну неделю локация может измениться до неузнаваемости. Например, этот кадр был сделан на следующий день после дождя, и мох получился очень насыщенный и зеленый. Следующая неделя выдалась солнечной и, вернувшись на то же место, я не узнал его — мох побелел и высох, и прежней атмосферы уже не было. Возвращайтесь на старое место при разных погодных
условиях, и вы его не узнаете.

⦁ Время съемки

Лучшее время для съемки в лесу — это раннее утро, час до восхода солнца и час после. В это время освещение очень мягкое, нет глубоких теней и пересветов.
Солнечным днем сделать хороший кадр крайне сложно.

⦁ Панорамы

Иногда на длинном фокусе не получается обойтись одним кадром, и на помощь приходят панорамы. В лесу панорамы снимать сложнее, так как там множество подвижных объектов — стволы деревьев, ветки и листья. Но, как правило, в предрассветный час ветер отсутствует, и проблем при склейке панорамы не возникает.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 3
Фокусное расстояние: 38 мм


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1.3
Фокусное расстояние: 38 мм


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 3
Фокусное расстояние: 82 мм

Снимать в лесу намного сложнее, чем просто фотографировать пейзаж. Нужно найти место, куда поставить камеру, выбрать направление и выстроить композицию. Один из мощных композиционных приемов в фотографии — ведущие линии. Ищите линии, которые направляют взгляд зрителя от одного места к другому, от нижней части кадра до основного объекта. Например, это может быть лесная дорожка, уводящая вглубь кадра.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1.6
Фокусное расстояние: 65 мм

⦁ Явления природы, туманы

В начале осени в лесу можно застать туман. Он создает мистическую атмосферу, а также объем в кадре, разделяет планы и скрывает лишние детали. Встать придется за час до рассвета, ведь после него туман очень быстро рассеется. Местность желательно разведать до того, как приступите к съемке, ведь в сумерках по лесу сильно не побегаешь, и время будет упущено.

Не помешает запастись салфетками из микрофибры для очистки линзы: на ней может конденсироваться туман. И, конечно же, одеваемся потеплее и берем с собой термос с горячим чаем”.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 25
Фокусное расстояние: 24 мм


Руслан Мигранов:

“Я родился и живу в Башкирии, прекрасном уголке Земли, где на относительно небольшой территории можно увидеть горы и реки, степь и тундру, густые леса и пещеры, отвесные скалы и каменные реки, горные ущелья и озера. Годы прогулок и походов по родине привили мне интерес к фотографии, и когда-то я купил себе первую камеру Nikon D80. В своих работах я стараюсь показать большую красоту маленькой Башкирии, моей любимой земли. Сегодня остановимся подробнее на теме леса, коим занята почти половина моей родины.


Тайга на горе Ялангас
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/8
ISO: 200
Выдержка: 1/30
Фокусное расстояние: 18 мм

Если вы идете в настоящий лес, а не просто в загородную лесопосадку, нужно хорошо подготовиться. Одежда должна быть прочной и удобной, на ноги надо надевать сапоги до колена. Для однодневной вылазки с собой необходимо как минимум иметь перчатки, нож, фонарик, дождевик, перекус, небольшую мед.аптечку, полотенце, GPS-навигатор, часы, телефон, деньги.

Если вы идете в новое для вас место с целью собрать хорошие фотографии, то предварительно изучите его по снимкам других (например, в Google-картах), прикиньте ориентацию по сторонам света нужных обзорных точек, запишите GPS-координаты важных точек съемки. Распечатайте карту местности и носите с собой.


Радуга в березовой роще
Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/8
ISO: 320
Выдержка: 1/320
Фокусное расстояние: 72 мм

Один раз в лунный цикл, за день-два до полнолуния, на закате бывает красивое природное явление — солнце еще не село, а почти полная луна уже взошла над горизонтом. Я стараюсь выбираться на природу в такие дни — последние яркие лучи солнца и полная луна в небе одновременно — это редкое сочетание.

Если днем прошел дождик, то с высокой степенью вероятности после захода солнца на лесных полянах будет стелиться живописный туман, поэтому вечером не торопитесь завершать съемку, а будьте начеку и после заката.


Зимний лес на горе Ялангас
Панорама из 8 вертикальных кадров
Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/11
ISO: 200
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 16 мм

Классические широкие пейзажи я обычно снимаю на диафрагме f/8-11, чтобы получить хорошую детализацию по всей глубине кадра. Для более камерных локальных работ использую открытую диафрагму f/2-4.

Не всегда оптимальный пейзаж, который вам приглянулся, успешно помещается в привычные пропорции 3:2. В таких случаях следует снять несколько кадров с нужным смещением, а потом соединить их вместе в редакторе. Особо редкие мотивы следует фотографировать всеми возможными пропорциями, дабы на выходе получить и горизонтальный кадр, и вертикальный, и квадрат (с прицелом на запросы возможных приобретателей).

Разумеется, снимать нужно в формате NEF (RAW) и, по возможности, со штатива. Делайте побольше дублей, не забывайте о панорамах, аккумуляторы храните в тепле.

Баланс белого WB у меня всегда стоит на автомате, и камеры Nikon успешно справляются с этим, почти не требуя правок в последствии.


Скальный город в тайге
Панорама из 3 горизонтальных кадров
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
ISO: 200
Выдержка: 1/100
Фокусное расстояние: 50 мм

При обработке отснятого материала я сначала проявляю файлы NEF в программе Nikon Capture NX-D, где при необходимости делаю только основные правки — экспозицию, баланс белого, пересветы/тени, хроматические аберрации. Потом дорабатываю полученный снимок в программе Photoshop CC.

Особое внимание при обработке пейзажа надо уделять небу, сохраняя натуральность его оттенков. Нередко можно видеть, как в попытке устранить пересветы на светлом небе, авторы просто давят их в “Фотошопе”/”Лайтруме”, не замечая, что эти простые инструменты придают небу нездоровые грязноватые оттенки. В подобных сложных случаях я отдельно проявляю в Capture NX-D — небо, и отдельно — землю, а потом соединяю их в Photoshop CC.


Избушка у леса
Камера: Nikon D80
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
ISO: 125
Выдержка: 1/50
Фокусное расстояние: 50 мм

При обработке стараюсь, чтобы пейзаж выглядел натурально и естественно, сохраняя дыхание самой природы. Я не одобряю популярные ныне всевозможные гламурные фильтры/пресеты, которые часто лишают фото естественности и придают снимку нездоровые синтетические цвета и тона, которых не встретишь в природе.

Перед первым обнародованием нового пейзажа полезно сначала показать его хорошему знакомому фотографу, имеющему чутье на изображение — он может увидеть вашу работу своим свежим незамыленным взглядом и указать на возможные огрехи, которые еще можно успеть поправить.


Семь красок башкирской осени
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
ISO: 200
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 35 мм


Апрельский листопад
Камера: Nikon D7200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/8
ISO: 500
Выдержка: 1/400
Фокусное расстояние: 16 мм

Входя в лес, ступайте в него, как в храм природы, с уважением относитесь ко всем его обитателям, тогда лес откроется вам и подарит тот кадр, о котором вы мечтали!”



Дмитрий Филатов:

“Знакомство с фотографией я начал, когда мне было лет пять или шесть, после дня рождения мне купили в качестве подарка пленочный фотоаппарат. В тот момент я заболел фотографией, которая не отпускает меня по сей день и, скорее всего, не отпустит никогда. Три года назад я приобрел Nikon D5200, и с этого момента началось мое становление в роли пейзажного фотографа. Еще один немаловажный факт — я, пожалуй, самый неправильный фотограф, поскольку 90% съемок, на которые я езжу, это не запланированные и спонтанные решения, которые зависят от настроения и погоды.

⦁ Время года

По-моему, лучшим временем для съемки леса является осень. Осень — это время года, когда лес из однотипных зеленых пейзажей под палящим солнцем превращается в буйство ярких красок и частых туманов, которые дают возможность творить, создавать работы, которые впоследствии вызовут у зрителя интерес и желание посетить места съемки, чтобы увидеть все вживую и насладиться красотой природы. Для съемки леса не стоит отбрасывать остальные времена года: зимой можно снимать чудесные заснеженные лесные пейзажи, весной — едва позеленевшие деревья с цветущими полянами в лучах теплого солнца, а летом — зеленые сочные деревья с высокой травой, которая обеспечит отличный передний план.



Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/60
Диафрагма: f/7.1
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Время суток

Основным временем суток для съемки были и остаются утренние и вечерние часы, в это время свет наиболее мягкий и заполняющий, он дает мягкий переход между светлыми и темными участками в кадре, что упрощает пост-обработку фотографий и создает своеобразную атмосферу в кадре. К тому же, в это время чаще всего бывают туманы, с которыми проще снять что-то интересное и сделать из обычного места загадочное и волшебное, а порой слегка пугающее. Для съемки в дневное время желательно иметь полнокадровый фотоаппарат, он поможет компенсировать перепад между светлыми и темными участками и в итоге получить правильно экспонированный кадр. Чтобы поймать нужное время, необходимо приехать к месту планируемой съемки хотя бы за час и подготовить все необходимое оборудование, на которое планируете снимать.

Для того, чтобы узнать время заката или рассвета, можно воспользоваться специальными приложениями, благо в современном мире их хватает. Я пользуюсь несколькими: одно на рабочем месте SunCalc — оно предназначено для определения направления восхода и захода солнца с указанием времени; второе для мобильного телефона Exsate Golden Hour — оно аналогично первому, но с более подробной информацией по времени и дополнительными данными о погоде.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Место для съемки

Как правило, место съемки предугадать заранее нельзя, только если вы снимали там ранее и досконально его изучили. Чтобы в достаточно популярном месте получить кадр, который отличался бы от остальных, нужно временами сходить с тропы и искать уголки вокруг, которые могли бы стать вашим потенциальным кадром. Необходимо делать как можно больше снимков, чтобы в дальнейшем иметь выбор. Тогда вас не посетит мысль о том, что вы могли что-то упустить.

Чтобы знать, куда вы идете, и какие примерно пейзажи ожидают вас в том или ином месте, нужно обязательно пользоваться картами, строить маршрут, по которому вы планируете идти, смотреть фотографии других авторов, чтобы иметь представление о том, как выглядит лес, который вы планируете снимать.

Как человек, у которого минимум оборудования и отсутствует GPS-навигатор, могу посоветовать несколько приложений, которыми пользуюсь сам, чтобы ориентироваться на местности: AlpineQuest, MAPS.ME, Gailileo, Wikimapia. Первые три позволяют скачать карты непосредственно на телефон и пользоваться ими без доступа к сети, а Wikimapia — приятное дополнение, когда есть Интернет.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Момент

Во время съемки леса, особенно в тумане, не стоит выпускать камеру из рук и убирать ее далеко даже во время привала, ведь погода может меняться чуть ли не каждую секунду, и в какой-то момент, когда вы уберете камеру, вы можете упустить интересный кадр, который уже будет не вернуть. Стоит всегда держать “инструмент” наготове, чтобы вовремя нажать кнопку спуска затвора. Чтобы проиллюстрировать важность момента, я взял два снимка с разницей между кадрами в 1 мин.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/400
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Погода

Погода — это тот фактор, на который стоит всегда опираться перед поездкой на запланированную съемку, с помощью прогноза погода можно уже заранее примерно знать, что вас ожидает на месте съемки. Так вы сможете более точно собрать необходимые вещи и избежать неожиданных неприятностей в виде дождя или холода.

Для съемки леса лучшей погодой будет туман в утреннее и вечернее время или облачный день. В качестве источника прогноза можно использовать любой проверенный метеосайт, который дает максимально точную информацию о погоде в вашем регионе.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/320
Диафрагма: f/5.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Оборудование

Во время съемки леса случается, что угла обзора объектива недостаточно, чтобы захватить все в 1 кадр, из-за этого приходится делать вместо одного кадра несколько и после собирать из них панораму. Во время съемки панорамы из-за смещения камеры на несколько градусов в дальнейшем может не получиться наложение кадра на кадр, и в итоговом снимке будут артефакты, которые не так просто убрать, придется тратить дополнительное время. В идеале, чтобы избежать таких казусов, необходимо использовать панорамную площадку для штатива, дабы минимизировать искажения объектива. Но можно обойтись обычным штативом и делать по несколько вариаций панорамы, чтобы быть уверенным в том, что в итоге кадр соберется в единое целое.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

В целом, для съемки леса нет необходимости в каком-то уникальном и супер дорогом оборудовании, главное — это желание и умения фотографа, а не техника, на которую он снимает. Моим главным оборудованием при съемке леса являются знания, толика удачи и Nikon D5200 с комплектным AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR. Я стараюсь выжать из своего фотоаппарата максимум, на который он способен, а он способен на многое. Всегда стремитесь к большему и не останавливайтесь на достигнутом!

Главный совет — это не забывать наслаждаться природой во время съемки. Иногда стоит просто убрать камеру в сторону и насладиться
созерцанием чудесного заката или тумана, который окутывает под вами горы и леса”.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments