В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Category:

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу. Часть 2

Лес порадует не только свежим воздухом и сочными оттенками, но и интересными сюжетами для фотографий. Как фотографировать в лесу, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами поделятся: Елена Соколова, Иван Мухин, Александр Андрейко, Юлия Лаптева, Антон Дмитриев, Руслан Мигранов, Дмитрий Филатов.

И традиционный конкурс: ждем ваши работы в комментариях здесь до 10 ноября! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, снимка получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения! Начало Магистратуры вы найдете здесь!


Автор: Елена Соколова

Часть 1.

Юлия Лаптева:


“Фотография как искусство привлекала меня достаточно давно. Но сначала это было просто увлечение и самые простые фотоаппараты (мыльницы). Природа всегда была для меня источником вдохновения, и мне хотелось поделиться этим великолепием с близкими и друзьями.


Лесные тропы
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/9
ISO: 400
Выдержка: 1/100
Фокусное расстояние: 24 мм

Окончательно «волна» вдохновения меня накрыла с приобретением фотокамеры Nikon Df. Камеру из рук я уже практически не выпускала, и путь, ранее занимавший 30 мин езды, вдруг «превратился» в 2 часа увлекательного путешествия — красивые облака и дорога, уходящая в лес, не позволяли проехать мимо! Да и Брянский край славится своими лесами, нужно лишь увидеть и подчеркнуть эту красоту!


Тихий осенний вечер
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/10
ISO: 250
Выдержка: 1/200
Фокусное расстояние: 34 мм

⦁ Для съемки в лесу подойдут боковой и контровый свет, так как появление интересных теней от деревьев придаст снимку динамики и перспективы;

⦁ Лучшее место для съемок — это опушка леса, и не стоит углубляться в самую чащу;


Карамельные сосны на закате дня
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/10
ISO: 100
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 34 мм

⦁ Брать за основу классическую живопись, работы художников-пейзажистов с безупречной композицией, светом, цветом, многоплановостью. Пожалуй, это одно из самых главных для меня правил! Творчество И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова.

⦁ Можно поэкспериментировать с глубиной резкости, чтобы придать кадру больший объем;


Красота осени
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/13
ISO: 400
Выдержка: 1/80
Фокусное расстояние: 34 мм

⦁ Что касается объективов, для съемки в лесу можно использовать как широкоугольные, длиннофокусные, так и объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Все зависит от задачи, фантазии, умения видеть и чувствовать природу, передать настроение в кадре, состояние природы, которое вы видели и ощущали.

⦁ Оживить фотографию может, например, человек, уходящий вдаль, контраст теплых и холодных оттенков.


Над обрывом
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/9
ISO: 500
Выдержка: 1/40
Фокусное расстояние: 24 мм

В своей работе я использую Nikon Df, объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S ZOOM-NIKKOR 80-200mm f/2.8D IF-ED, AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED и AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G”.



Антон Дмитриев:

"Фотографией сильно увлекся четыре года назад, снимаю пейзажи и природу. До этого были простые фотоаппараты, да и щелкал, не сильно задумываясь над кадром. Сейчас постоянно изучаю что-то новое, читаю книги и смотрю обучающие видео по композиции и обработке.

⦁ Оборудование

Собираясь в лес, не забываем взять с собой штатив, ведь там, как правило, немного света и длинные выдержки. Здесь же пригодится и пульт дистанционного управления камерой.

Обязательно потребуется поляризационный фильтр, который поможет убрать блики и переотражения с листвы, травы и воды.

Длиннофокусный объектив поможет сжать пространство и выделить объекты съемки. Широкоугольный, наоборот, внесет в кадр массу лишних деталей, которые не пойдут фотографии на пользу.

⦁ Изменения в природе и погода

Природа постоянно меняется, и даже за одну неделю локация может измениться до неузнаваемости. Например, этот кадр был сделан на следующий день после дождя, и мох получился очень насыщенный и зеленый. Следующая неделя выдалась солнечной и, вернувшись на то же место, я не узнал его — мох побелел и высох, и прежней атмосферы уже не было. Возвращайтесь на старое место при разных погодных
условиях, и вы его не узнаете.

⦁ Время съемки

Лучшее время для съемки в лесу — это раннее утро, час до восхода солнца и час после. В это время освещение очень мягкое, нет глубоких теней и пересветов.
Солнечным днем сделать хороший кадр крайне сложно.

⦁ Панорамы

Иногда на длинном фокусе не получается обойтись одним кадром, и на помощь приходят панорамы. В лесу панорамы снимать сложнее, так как там множество подвижных объектов — стволы деревьев, ветки и листья. Но, как правило, в предрассветный час ветер отсутствует, и проблем при склейке панорамы не возникает.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 3
Фокусное расстояние: 38 мм


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1.3
Фокусное расстояние: 38 мм


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 3
Фокусное расстояние: 82 мм

Снимать в лесу намного сложнее, чем просто фотографировать пейзаж. Нужно найти место, куда поставить камеру, выбрать направление и выстроить композицию. Один из мощных композиционных приемов в фотографии — ведущие линии. Ищите линии, которые направляют взгляд зрителя от одного места к другому, от нижней части кадра до основного объекта. Например, это может быть лесная дорожка, уводящая вглубь кадра.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1.6
Фокусное расстояние: 65 мм

⦁ Явления природы, туманы

В начале осени в лесу можно застать туман. Он создает мистическую атмосферу, а также объем в кадре, разделяет планы и скрывает лишние детали. Встать придется за час до рассвета, ведь после него туман очень быстро рассеется. Местность желательно разведать до того, как приступите к съемке, ведь в сумерках по лесу сильно не побегаешь, и время будет упущено.

Не помешает запастись салфетками из микрофибры для очистки линзы: на ней может конденсироваться туман. И, конечно же, одеваемся потеплее и берем с собой термос с горячим чаем”.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
ISO: 100
Диафрагма: f/8
Выдержка: 25
Фокусное расстояние: 24 мм


Руслан Мигранов:

“Я родился и живу в Башкирии, прекрасном уголке Земли, где на относительно небольшой территории можно увидеть горы и реки, степь и тундру, густые леса и пещеры, отвесные скалы и каменные реки, горные ущелья и озера. Годы прогулок и походов по родине привили мне интерес к фотографии, и когда-то я купил себе первую камеру Nikon D80. В своих работах я стараюсь показать большую красоту маленькой Башкирии, моей любимой земли. Сегодня остановимся подробнее на теме леса, коим занята почти половина моей родины.


Тайга на горе Ялангас
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/8
ISO: 200
Выдержка: 1/30
Фокусное расстояние: 18 мм

Если вы идете в настоящий лес, а не просто в загородную лесопосадку, нужно хорошо подготовиться. Одежда должна быть прочной и удобной, на ноги надо надевать сапоги до колена. Для однодневной вылазки с собой необходимо как минимум иметь перчатки, нож, фонарик, дождевик, перекус, небольшую мед.аптечку, полотенце, GPS-навигатор, часы, телефон, деньги.

Если вы идете в новое для вас место с целью собрать хорошие фотографии, то предварительно изучите его по снимкам других (например, в Google-картах), прикиньте ориентацию по сторонам света нужных обзорных точек, запишите GPS-координаты важных точек съемки. Распечатайте карту местности и носите с собой.


Радуга в березовой роще
Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/8
ISO: 320
Выдержка: 1/320
Фокусное расстояние: 72 мм

Один раз в лунный цикл, за день-два до полнолуния, на закате бывает красивое природное явление — солнце еще не село, а почти полная луна уже взошла над горизонтом. Я стараюсь выбираться на природу в такие дни — последние яркие лучи солнца и полная луна в небе одновременно — это редкое сочетание.

Если днем прошел дождик, то с высокой степенью вероятности после захода солнца на лесных полянах будет стелиться живописный туман, поэтому вечером не торопитесь завершать съемку, а будьте начеку и после заката.


Зимний лес на горе Ялангас
Панорама из 8 вертикальных кадров
Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/11
ISO: 200
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 16 мм

Классические широкие пейзажи я обычно снимаю на диафрагме f/8-11, чтобы получить хорошую детализацию по всей глубине кадра. Для более камерных локальных работ использую открытую диафрагму f/2-4.

Не всегда оптимальный пейзаж, который вам приглянулся, успешно помещается в привычные пропорции 3:2. В таких случаях следует снять несколько кадров с нужным смещением, а потом соединить их вместе в редакторе. Особо редкие мотивы следует фотографировать всеми возможными пропорциями, дабы на выходе получить и горизонтальный кадр, и вертикальный, и квадрат (с прицелом на запросы возможных приобретателей).

Разумеется, снимать нужно в формате NEF (RAW) и, по возможности, со штатива. Делайте побольше дублей, не забывайте о панорамах, аккумуляторы храните в тепле.

Баланс белого WB у меня всегда стоит на автомате, и камеры Nikon успешно справляются с этим, почти не требуя правок в последствии.


Скальный город в тайге
Панорама из 3 горизонтальных кадров
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
ISO: 200
Выдержка: 1/100
Фокусное расстояние: 50 мм

При обработке отснятого материала я сначала проявляю файлы NEF в программе Nikon Capture NX-D, где при необходимости делаю только основные правки — экспозицию, баланс белого, пересветы/тени, хроматические аберрации. Потом дорабатываю полученный снимок в программе Photoshop CC.

Особое внимание при обработке пейзажа надо уделять небу, сохраняя натуральность его оттенков. Нередко можно видеть, как в попытке устранить пересветы на светлом небе, авторы просто давят их в “Фотошопе”/”Лайтруме”, не замечая, что эти простые инструменты придают небу нездоровые грязноватые оттенки. В подобных сложных случаях я отдельно проявляю в Capture NX-D — небо, и отдельно — землю, а потом соединяю их в Photoshop CC.


Избушка у леса
Камера: Nikon D80
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
ISO: 125
Выдержка: 1/50
Фокусное расстояние: 50 мм

При обработке стараюсь, чтобы пейзаж выглядел натурально и естественно, сохраняя дыхание самой природы. Я не одобряю популярные ныне всевозможные гламурные фильтры/пресеты, которые часто лишают фото естественности и придают снимку нездоровые синтетические цвета и тона, которых не встретишь в природе.

Перед первым обнародованием нового пейзажа полезно сначала показать его хорошему знакомому фотографу, имеющему чутье на изображение — он может увидеть вашу работу своим свежим незамыленным взглядом и указать на возможные огрехи, которые еще можно успеть поправить.


Семь красок башкирской осени
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
ISO: 200
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 35 мм


Апрельский листопад
Камера: Nikon D7200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/8
ISO: 500
Выдержка: 1/400
Фокусное расстояние: 16 мм

Входя в лес, ступайте в него, как в храм природы, с уважением относитесь ко всем его обитателям, тогда лес откроется вам и подарит тот кадр, о котором вы мечтали!”



Дмитрий Филатов:

“Знакомство с фотографией я начал, когда мне было лет пять или шесть, после дня рождения мне купили в качестве подарка пленочный фотоаппарат. В тот момент я заболел фотографией, которая не отпускает меня по сей день и, скорее всего, не отпустит никогда. Три года назад я приобрел Nikon D5200, и с этого момента началось мое становление в роли пейзажного фотографа. Еще один немаловажный факт — я, пожалуй, самый неправильный фотограф, поскольку 90% съемок, на которые я езжу, это не запланированные и спонтанные решения, которые зависят от настроения и погоды.

⦁ Время года

По-моему, лучшим временем для съемки леса является осень. Осень — это время года, когда лес из однотипных зеленых пейзажей под палящим солнцем превращается в буйство ярких красок и частых туманов, которые дают возможность творить, создавать работы, которые впоследствии вызовут у зрителя интерес и желание посетить места съемки, чтобы увидеть все вживую и насладиться красотой природы. Для съемки леса не стоит отбрасывать остальные времена года: зимой можно снимать чудесные заснеженные лесные пейзажи, весной — едва позеленевшие деревья с цветущими полянами в лучах теплого солнца, а летом — зеленые сочные деревья с высокой травой, которая обеспечит отличный передний план.



Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/60
Диафрагма: f/7.1
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Время суток

Основным временем суток для съемки были и остаются утренние и вечерние часы, в это время свет наиболее мягкий и заполняющий, он дает мягкий переход между светлыми и темными участками в кадре, что упрощает пост-обработку фотографий и создает своеобразную атмосферу в кадре. К тому же, в это время чаще всего бывают туманы, с которыми проще снять что-то интересное и сделать из обычного места загадочное и волшебное, а порой слегка пугающее. Для съемки в дневное время желательно иметь полнокадровый фотоаппарат, он поможет компенсировать перепад между светлыми и темными участками и в итоге получить правильно экспонированный кадр. Чтобы поймать нужное время, необходимо приехать к месту планируемой съемки хотя бы за час и подготовить все необходимое оборудование, на которое планируете снимать.

Для того, чтобы узнать время заката или рассвета, можно воспользоваться специальными приложениями, благо в современном мире их хватает. Я пользуюсь несколькими: одно на рабочем месте SunCalc — оно предназначено для определения направления восхода и захода солнца с указанием времени; второе для мобильного телефона Exsate Golden Hour — оно аналогично первому, но с более подробной информацией по времени и дополнительными данными о погоде.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Место для съемки

Как правило, место съемки предугадать заранее нельзя, только если вы снимали там ранее и досконально его изучили. Чтобы в достаточно популярном месте получить кадр, который отличался бы от остальных, нужно временами сходить с тропы и искать уголки вокруг, которые могли бы стать вашим потенциальным кадром. Необходимо делать как можно больше снимков, чтобы в дальнейшем иметь выбор. Тогда вас не посетит мысль о том, что вы могли что-то упустить.

Чтобы знать, куда вы идете, и какие примерно пейзажи ожидают вас в том или ином месте, нужно обязательно пользоваться картами, строить маршрут, по которому вы планируете идти, смотреть фотографии других авторов, чтобы иметь представление о том, как выглядит лес, который вы планируете снимать.

Как человек, у которого минимум оборудования и отсутствует GPS-навигатор, могу посоветовать несколько приложений, которыми пользуюсь сам, чтобы ориентироваться на местности: AlpineQuest, MAPS.ME, Gailileo, Wikimapia. Первые три позволяют скачать карты непосредственно на телефон и пользоваться ими без доступа к сети, а Wikimapia — приятное дополнение, когда есть Интернет.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Момент

Во время съемки леса, особенно в тумане, не стоит выпускать камеру из рук и убирать ее далеко даже во время привала, ведь погода может меняться чуть ли не каждую секунду, и в какой-то момент, когда вы уберете камеру, вы можете упустить интересный кадр, который уже будет не вернуть. Стоит всегда держать “инструмент” наготове, чтобы вовремя нажать кнопку спуска затвора. Чтобы проиллюстрировать важность момента, я взял два снимка с разницей между кадрами в 1 мин.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/400
Диафрагма: f/9
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Погода

Погода — это тот фактор, на который стоит всегда опираться перед поездкой на запланированную съемку, с помощью прогноза погода можно уже заранее примерно знать, что вас ожидает на месте съемки. Так вы сможете более точно собрать необходимые вещи и избежать неожиданных неприятностей в виде дождя или холода.

Для съемки леса лучшей погодой будет туман в утреннее и вечернее время или облачный день. В качестве источника прогноза можно использовать любой проверенный метеосайт, который дает максимально точную информацию о погоде в вашем регионе.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/320
Диафрагма: f/5.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Оборудование

Во время съемки леса случается, что угла обзора объектива недостаточно, чтобы захватить все в 1 кадр, из-за этого приходится делать вместо одного кадра несколько и после собирать из них панораму. Во время съемки панорамы из-за смещения камеры на несколько градусов в дальнейшем может не получиться наложение кадра на кадр, и в итоговом снимке будут артефакты, которые не так просто убрать, придется тратить дополнительное время. В идеале, чтобы избежать таких казусов, необходимо использовать панорамную площадку для штатива, дабы минимизировать искажения объектива. Но можно обойтись обычным штативом и делать по несколько вариаций панорамы, чтобы быть уверенным в том, что в итоге кадр соберется в единое целое.


Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

В целом, для съемки леса нет необходимости в каком-то уникальном и супер дорогом оборудовании, главное — это желание и умения фотографа, а не техника, на которую он снимает. Моим главным оборудованием при съемке леса являются знания, толика удачи и Nikon D5200 с комплектным AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR. Я стараюсь выжать из своего фотоаппарата максимум, на который он способен, а он способен на многое. Всегда стремитесь к большему и не останавливайтесь на достигнутом!

Главный совет — это не забывать наслаждаться природой во время съемки. Иногда стоит просто убрать камеру в сторону и насладиться
созерцанием чудесного заката или тумана, который окутывает под вами горы и леса”.

Tags: Акции и конкурсы, Магистратура
Subscribe
promo nikonofficial april 10, 13:10
Buy for 300 tokens
Весна начинается! Уже совсем скоро природа порадует теплом и нежными цветущими растениями! Как правильно фотографировать растения и цветы, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами делятся: Lacie Mirex, Елена Михирёва, Максим Вышарь, Влад Владиленов и Лена…
Comments for this post were disabled by the author