В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

Лес порадует не только свежим воздухом и сочными оттенками, но и интересными сюжетами для фотографий. Как фотографировать в лесу, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами поделятся: Елена Соколова, Иван Мухин, Александр Андрейко, Юлия Лаптева, Антон Дмитриев, Руслан Мигранов, Дмитрий Филатов.

И традиционный конкурс: ждем ваши работы в комментариях здесь до 10 ноября! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, снимка получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения!


Автор: Елена Соколова

Елена Соколова:

“Я пейзажный фотограф. Очень много путешествую по Уралу. Уральская природа богата темнохвойными лесами и живописными скальными массивами.

● Выбор места съемки

При съемке леса стараюсь выбирать не городские ухоженные парки с кучей народа, а более отдаленные дикие таежные места. Желательно, чтобы в кадре присутствовали оголенные корневища деревьев или коряги, покрытые мхом. Это придает особый шарм лесной чаще.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/160
ISO: 125
Фокусное расстояние: 26 мм

А если вам повезло, и рядом есть небольшие камни или скальники, то лесной пейзаж станет более мистическим и сказочным.


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/500
ISO: 160
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/320
ISO: 160
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/640
ISO: 160
Фокусное расстояние: 16 мм

Красиво будет смотреться ручей или небольшая речка среди леса, протекающая по каменистому руслу.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/60
ISO: 160
Фокусное расстояние: 31 мм


Вертикальная панорама из 2 горизонтальных кадров
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/100
ISO: 160
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/80
ISO: 160
Фокусное расстояние: 16 мм

● Время съемки

Для съемки лесного пейзажа лучше всего выбирать утренние часы. Когда солнечные лучи только-только пробиваются через лесную чащу, нет сильного контраста, как при дневном солнце.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 25 мм

Если очень повезет, и опустится туман, снимки станут еще более завораживающими. При съемке в тумане проще показать атмосферу и глубину кадра. Передний план остается наиболее четким и ярким, тогда как задний живописно растворяется в тумане.


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 66 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/250
ISO: 160
Фокусное расстояние: 24 мм


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/160
ISO: 320
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/640
ISO: 160
Фокусное расстояние: 16 мм

● Съемка леса в зимнее время

Зимой лучше всего лес снимать на рассвете или на закате, в так называемые золотые часы. В это время солнечные лучи окрашивают лес в яркие желто-оранжевые оттенки. Он как бы светится на фоне восходящего или закатного солнца. Тени становятся мягкими, цвета приятных пастельных оттенков.

Лучше всего выбирать моменты, когда деревья покрыты снежными шапками после обильного снегопада, либо искать сюжеты в высокогорных районах, где деревья укутаны снегом практически всю зиму.


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 мм


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 80
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/160
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм


Вертикальная панорама из 2 горизонтальных кадров
Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/200
ISO: 80
Фокусное расстояние: 16 мм

Наибольшая вероятность сделать красивые зимние фотографии в морозные дни, т.к. именно в мороз чаще всего деревья покрыты изморозью, и можно поймать красивый закат.

После захода солнца не торопитесь покидать место съемки. В это время наступает синий час. Когда солнце уже опустилось за линию горизонта, все заливается тонами голубого цвета. В это время небо может приобретать различные оттенки синего и отражать оранжевый, желтый, фиолетовый и розовый. “Синий час” наступает дважды в день, перед самым восходом и сразу после заката.


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/2
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм

Если нет возможности пойти поснимать лес в золотые часы, то красивые снимки можно сделать и в дневное время. Особенно удачные будут кадры в феврале, марте в солнечные дни, когда возникает контраст: белоснежный лес на фоне глубокого синего неба.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/250
ISO: 80
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/160
ISO: 80
Фокусное расстояние: 22 мм


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/160
ISO: 80
Фокусное расстояние: 22 мм


Вертикальная панорама из 2 горизонтальных кадров
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 80
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/320
ISO: 100
Фокусное расстояние: 30 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/400
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм


Камера: Nikon D7100
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/500
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм

● Технические особенности

Для съемки пользуюсь фотокамерами Nikon D7100, Nikon D810 и широкоугольным объективом AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR.

Снимаю в RAW-формате. Так можно получить большую информацию от снимка.

Лес снимать лучше на закрытой диафрагме. Значение диафрагмы выставляю 4-10. Когда снимаю против солнца днем, то прикрываю до 20-22, чтобы получились лучи.

Лучше делать снимок немного темнее, чтобы не пересветились светлые участки неба. В RAW формате из теней вытянуть можно легко, тогда как пересветы убрать в последующей постобработке станет практически невозможно.

Выдержка особой роли не играет. В светлое время суток можно легко снимать на короткой с рук, а в золотые часы, когда становится темнее, я пользуюсь штативом и удлиняю выдержку. Помехой в такие моменты может стать сильный ветер, поэтому лучше в более темное время суток выбирать безветренные дни, либо ловить моменты, когда ветер утихает”.


Иван Мухин:

“Я пейзажный фотограф. Любовь к природе и ее созерцанию, привитые родителями еще в раннем детстве, побудили снимать именно в этом жанре. Сегодня я хочу поделиться своим опытом и дать несколько советов по съемке в лесу, которые также могут оказаться полезными для любого пейзажного фото.

⦁ Место и время

Планируйте место съемки заранее — найдите композицию и оцените, с какой стороны падает свет в разное время суток. Отдавать предпочтение лучше боковому и контровому свету. Старайтесь снимать в режимное время — для леса это примерно пара часов после рассвета и столько же до заката, так как именно в это время свет наиболее интересный.


Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/11
Выдержка: 3
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм


Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/3
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Оборудование

Мои главные помощники — камера Nikon D90, объектив 10-20mm и штатив Slik PRO AMT Alloy Series. Широкоугольный объектив дает возможность фокусировки с близкого расстояния и позволяет увеличить размер объектов на переднем плане. В лесу, в условиях низкой освещенности, часто приходится снимать на длинных выдержках, поэтому желательно использовать штатив, чтобы избежать смазов на снимках.


Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/6
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Композиция

Помещайте в кадр только самое необходимое, не пытаясь запихнуть туда все и сразу. Это позволит зрителю увидеть именно то, что вы хотели показать. Пользуйтесь правилом третей – мысленно разделите изображение двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на девять равных частей, располагая основные объекты снимка на самих линиях, либо на их пересечении. Однако, правила существуют для того, чтобы их нарушать, и правило третей также не является исключением. Пробуйте менять точку съемки и акцентировать внимание на интересном переднем плане, будь то папоротник или деревья, покрытые мхом. Это придает пейзажу глубину и делает снимок более выразительным. Снимайте воду — в лесах часто встречаются небольшие речки и ручьи, которые могут отлично дополнить композицию.


Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/13
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Параметры съемки

При съемке пейзажей хочется, чтобы резкость была максимальна во всем изображении, начиная с переднего плана и заканчивая самыми дальними объектами. Один из наиболее эффективных способов улучшить глубину резкости — прикрыть диафрагму до значений f/8 и выше. Также прикрытая диафрагма поможет “дополнить” солнце красивыми лучами. Однако, следует помнить о дифракции, которая может ухудшить детализацию, поэтому лучше не использовать значения диафрагмы большие, чем f/16. Чтобы не испортить изображение шумами, стоит выставлять минимальные значения ISO. Снимайте в RAW – этот формат позволит вам сохранить больше деталей при дальнейшей обработке, также вы всегда сможете скорректировать баланс белого, если в момент съемки он был выставлен не совсем верно.


Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1.6
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Брекетинг

В лесу освещение очень неравномерное, и главная сложность здесь – большой перепад яркостей. При съемке с контровым светом это становится особенно заметно. Камера не всегда справляется с таким большим динамическим диапазоном сцены, и очень действенный способ исправить это — использовать брекетинг по экспозиции. Этот метод основан на съемке нескольких кадров с одной точки, но с разными значениями экспозиции. Объединив эти кадры в графическом редакторе, вы не потеряете самые темные и самые яркие детали изображения. Режим брекетинга есть практически во всех современных камерах, и вы всегда сможете задать нужное количество кадров и ступеней экспозиции.


Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/50
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм


Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/20
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм

И напоследок, пожалуй, самый главный совет — снимайте больше и чаще, ведь именно практика помогает развиваться. Всем отличного света и удачных кадров!”


Александр Андрейко:


“Знакомство с фотографией началось с покупки фотоаппарата Nikon D3100 около семи лет назад, тогда я еще не знал, что существуют и другие режимы, кроме автоматического. Но будучи человеком с техническим образованием, решил изучить ручные настройки и принцип работы камеры, так меня и затянуло. Поначалу фотографировал все подряд, но со временем понял, что интереснее всего для меня снимать пейзажи, а так как живу я в лесной местности, то основным сюжетом стал именно лесной пейзаж.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/50
ISO: 400
Фокусное расстояние: 50 мм

⦁ Экипировка

Как это не парадоксально, но, пожалуй, один из основных советов не относится к фотографии, хотя, это только на первый взгляд. Представьте себе, что вы попали в красивейший, нетронутый лес за пару часов до заката, нашли интересный свет, который в течении десяти минут может пропасть или измениться, теперь самое время сосредоточиться, подумать над композицией и поискать точку съемки. Но у лесных насекомых на вас свои планы, это кровожадное полчище испепелит все неприкрытые участки тела быстрее, чем раздастся щелчок затвора. В таких условиях невозможно находиться, а уж тем более фотографировать. Мне не раз доводилось оказаться в такой ситуации, поэтому к одежде нужно отнестись очень серьезно и обязательно взять с собой средство от насекомых.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/30
ISO: 100
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Оборудование

Берите с собой только самое необходимое. Как правило, при съемке лесных пейзажей передвигаться приходится пешком, поэтому преодолев 5-10 километров по извилистым тропкам и болотистой местности русских лесов, вы почувствуете каждый лишний килограмм. В своей практике я использую камеру Nikon D7000, объектив с фокусным расстоянием 10-20mm, 50mm и мой любимый AF NIKKOR 70-210mm f/4-5.6D. Штатив, если позволяют условия, стараюсь не брать.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм


⦁ Подготовка к съемке

Результаты тщательно спланированной съемки гораздо лучше, чем спонтанной. Есть отличное мобильное приложение The Photographer’s Ephemeris, позволяющее отслеживать время и точку восхода и захода солнца, а также его положение в течении дня, это помогает представить, какие объекты будут подсвечены, а какие останутся в тени. Некоторые сайты отображают вероятность появления туманов, что тоже очень полезно при планировании.

Ну и перед выходом загляните в слот для карты памяти, на всякий случай.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 210 мм

⦁ Композиция

О композиции можно говорить очень долго, по этой теме написано большое количество книг, но я считаю, что ее нужно не учить, а почувствовать. Когда попадаешь на локацию, забываешь все правила и законы, все действия происходят интуитивно. Наверное, это приходит с опытом.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/25
ISO: 100
Фокусное расстояние: 10 мм

Но что же делать, если опыта не так много, и никак не удается “почувствовать” эту загадочную композицию, а привезенные с лесной прогулки фотографии стыдно показать даже родственникам?

Вот несколько приемов, которые я использую при построении композиции:

⦁ Главный объект

Большинство моих фотографий строятся вокруг главного объекта: это может быть дерево, выделяющееся от остальных цветом, например, береза с желтыми листьями в сосновом лесу, трава, покрытая росой от утреннего тумана и образовавшая узоры, либо луч солнца, который пробился сквозь кроны сосен. Включить в фотографию главный объект очень важно, ведь с него зритель начинает рассматривать снимок и им заканчивает, а при его отсутствии изображение выглядит невнятным и невыразительным.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/2
ISO: 160
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Планы

Мощным композиционным приемом является многоплановость. Передний, средний и дальний планы придают фотографии объем и глубину, помогают лучше передать атмосферу места. Добавьте в кадр передний план с помощью широкоугольного объектива, и создастся впечатление, что можно сделать шаг и очутится на месте съемки.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/30
ISO: 250
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Беспорядок

Основной задачей при построении кадра и, пожалуй, одной из самых сложных является исключение всех лишних элементов, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а только отвлекают внимание, вносят дисбаланс и портят гармонию. Для этого при съемке лесных пейзажей я использую экран в режиме Live View, что дает более полное представлении о конечном результате, помогает выстроить кадр и найти подходящую точку съемки.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм

⦁ Абстракция

Случалось ли у вас так: вы попали в лес и провели там некоторое время, а в объектив камеры так и не попало ничего интересного? У меня — да. Этому может способствовать скучный свет, плохая погода, межсезонье, либо само место ничем не примечательно.

В таких условиях я ищу цвет, фактуру, форму, ведь лес — это не только деревья, озера и лужайки. Так можно найти очень интересные и удивительные абстрактные сюжеты.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/100
ISO: 100
Фокусное расстояние: 11 мм


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/50
ISO: 125
Фокусное расстояние: 10 мм

⦁ Снять и переснять

Сделали красивую фотографию? Отлично! Теперь вернитесь на то же место и сделайте ее еще лучше. Нужно подождать, когда пройдет эйфория от полученного снимка, и попробовать снять ту же сцену, но в других условиях: это может быть другая погода, время дня или года. Я регулярно слежу за перспективными местами. Порой уникальные условия создаются лишь на несколько недель в году, поэтому важно не упустить этот шанс.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/320
ISO: 400
Фокусное расстояние: 210 мм

⦁ Литература

Семь лет назад, когда я только начинал изучать фотографию, мне очень помогали шпаргалки, которые содержали общеизвестные правила, технические приемы, советы, настройки камеры. Основным источником информации для таких шпаргалок были блоги других фотографов и книги, большое количество книг. Много полезной информации изложено в трудах Карла Хейлмена, Майкла Фрая, Брайана Петерсона, Джека Дайкинга. Работы этих авторов невероятно вдохновляют и развивают фантазию. Помимо этого, полезно изучать картины именитых художников, в частности, лесные пейзажи И.И. Шишкина”.


Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/40
ISO: 250
Фокусное расстояние: 10 мм

Продолжение тут.


Tags: Акции и конкурсы, Магистратура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →