В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка птиц

Птицы пользуются особой популярностью у фотографов — они удивительно красивы и живут практически повсюду. При этом снимать их непросто, ведь фотоохотник, специализирующийся на съемке птиц, должен быть еще и орнитологом. Как фотографировать пернатых, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с профессиональными фотографами. Своими секретами делятся: Дмитрий Иванов, Игорь Шилохвост, Игорь Барташов, Влад Владиленов, Сергей Иванов и Михаил Калинин.

И традиционный конкурс: ждем ваши работы в комментариях здесь до 10 октября! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, снимка получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения!


Автор: Игорь Шилохвост

Дмитрий Иванов:

“Снимаю природу более 10 лет. Начинал с макросъемки и пейзажа, последние 4 года снимаю также птиц. В основном провожу съемки на особо охраняемых природных территориях, предоставляя свои фотографии заповедникам и национальным паркам с целью просвещения и сохранения уникальных мест с неповторимой флорой и фауной.

● Места съемки

Наиболее подходящие места для съемки птиц — природные территории с набором различных биотопов, таких как: лес, луг, водоем и т.д. Такие места могут быть как за городом, так и в его черте (например, Битцевский парк или Ботанический сад в Москве). Однако наибольшее разнообразие птиц можно встретить на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения (заповедники, национальные парки), где не только охраняют орнитофауну, но и изучают ее и знают где можно встретить те или иные виды. Часто, не имея в штате собственных фотографов, ООПТ с радостью принимают заявки на съемку птиц и других природных объектов от опытных фотографов и нередко сами показывают, где и когда лучше снять тот или иной вид. Съемка в различных климатических зонах позволяет больше узнать о повадках птиц и получить кадры, отражающие разнообразие поведения птиц в различных условиях.


Место съемки: Центрально-Черноземный заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/320
ISO: 400
Фокусное расстояние: 600 мм


● Съемка в течение года

Самое «жаркое» время для фотографов-анималистов, снимающих птиц, — время весенней и осенней миграции. В эти периоды можно встретить на пролете не только «местные» виды, но и те, что обитают гораздо северней. В таежной зоне весной проходят схватки глухарей в лесах и тетеревов на болотах, а в тундре за самок сражаются самцы турухтанов в ярком оперении. В заботах о поиске пар и строительстве гнезда птицы становятся менее осторожными и иногда подпускают к себе довольно близко. Летом, в период гнездования, птицы заняты поиском еды и заботой о птенцах, что также дает интересные кадры их взаимоотношений. Осенью многие птицы отлетают на места зимовок и в небе можно запечатлеть стаи лебедей, гусей или клин журавлей на закате. Зимой птиц встретить значительно сложнее, однако, многие зимующие водоплавающие скапливаются около незамерзающих водоемов, а мелкие воробьиные — около кормушек. Также интересна съемка птиц на зимовках в других странах, где можно встретить, не только знакомые виды, но и уникальные аборигенные. В течение суток часто удачные фотографии птиц получаются в рассветных и закатных лучах. При съемке в дневное время следует избегать съемки против солнца и попадания прямых солнечных лучей на перья, что может привести к излишней контрастности в кадре и пересветам.


Место съемки: Центрально-Лесной заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/250
ISO: 250
Фокусное расстояние: 600 мм


● Приемы съемки

Существует множество различных способов фотоохоты с помощью скрадков, приманивания или дистанционной съемки. Но, на данный момент самым удобным для меня является съемка с «подхода». Этот метод состоит из выслеживания птицы, осторожного подкрадывания, маскировки и съемки. Многое в выразительности кадра зависит от точки съемки, поэтому наземных или водоплавающих птиц лучше фотографировать с максимально низкой точки, а птиц в кронах деревьев — с площадок на их уровне. Интересными получаются кадры, на которых можно увидеть не только птицу, но и среду ее обитания, например, степь или горы.


Место съемки: Центрально-Лесной заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/100
ISO: 500
Фокусное расстояние: 550 мм


Место съемки: Дагестанский заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/6400
ISO: 800
Фокусное расстояние: 600 мм


● Что снимать

Если внимательно наблюдать и постоянно быть наготове, то в мире птиц можно снять множество интересных сюжетов. Это брачные игры, пение, схватки, строительство гнезд, охота, кормление птенцов и просто интересные позы и ситуации из жизни птиц. Имея минимальную информацию о птицах определенного района, можно рассчитать время их прилета и найти на картах подходящие для тех или иных видов местообитания. Иногда же удивительные кадры можно снять просто прогуливаясь по парку.


Место съемки: Ботанический сад, Москва
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/2000
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 600 мм


Место съемки: Центрально-Лесной заповедник
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR ZOOM-NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/320
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм


● Оборудование

Наиболее подходящее фокусное расстояние для съемки птиц — от 500 мм. При съемке с подхода удобно использовать монопод для снижения тряски объектива, а для съемок из скрадка необходим штатив. В сложных экспедициях или поездках, где съемка птиц не является основной целью, хорошо подходит компактный зум-объектив AF-S VR ZOOM-NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED. Из настроек камеры, в большинстве случаев лучше использовать следящую автофокусировку и режим непрерывной высокоскоростной съемки. Самые выразительные снимки чаще всего получаются с открытой диафрагмой, которая отделяет размытый задний план от объекта съемки, а также позволяет устанавливать более короткую выдержку, что очень важно при съемке подвижных птиц.


Место съемки: национальный. парк Тюреста, Швеция
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR ZOOM-NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/640
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм


● Обработка

Как и в большинстве направлений природной фотографии, при обработке снимков автор должен стремиться к сохранению естественных цветов, освещения и композиции. Однако нередко получается, что при съемке птица оказалась слишком далеко, весь кадр портит попавшая не в то место веточка или недостаточно резко получившаяся птица. Поэтому считаю, небольшое кадрирование и удаление незначительных объектов допустимыми, если они не портят качество изображения и не изменяют идею кадра. В крайнем случае, если кадр получился слишком темным или объект не совсем в фокусе, то его можно спасти переводом в ч/б, останавливая внимание зрителя на силуэте птицы в движении”.



Место съемки: национальный парк Каттьен, Вьетнам
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/8000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 600 мм


Игорь Шилохвост:

“Я увлекаюсь фотографией с давних времен и когда-то начинал с пленочной Nikon F100. Постепенно, начиная с 2005 года, стал специализироваться на съемках wildlife, преимущественно птиц. Фотоанималистика изначально привлекла меня прежде всего неповторимостью момента, движением и динамикой, которые можно постараться запечатлеть в кадре.


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1250

С тех пор я прошел определенный путь развития как фотограф, использовал разные камеры и объективы, наработал подходы к организации и технике съемок в различных условиях. Я понемногу отошел от случайных «вылазок» в надежде найти и снять чего-нибудь. Вместо этого, я стараюсь планировать и чаще снимать какие-то тематические вещи, например, возвращаясь к одним и тем же героям на места их обитания в разные периоды их жизни, в разные времена года. Это позволяет не только лучше изучить и понять характеры и повадки их поведения, но и получить в итоге более законченную историю, создать фоторассказ.

Я хочу сделать фотографию интересной для зрителя. Для того, чтобы ее выделить, сделать более зрелищной, для каждой съемки я обозначаю для себя следующие цели: жди свет, лови момент, ищи сюжет.

● Свет

Я не первый, кто скажет о важности света в фотографии, наверное, нет смысла особо повторяться. Я стараюсь снимать в утренние и вечерние часы, (как говорится — иду снимать на утренний или вечерний свет), в облачную погоду, избегаю жесткого дневного света — хотя и это не аксиома.

Периоды красивого утреннего и вечернего света кратковременны, поэтому если погода позволяет провести и вечернюю и раннюю рассветную съемку — бывает, что я ночую в засидке или палатке. Этот снимок был сделан из палатки ранним утром, немного туманным, что добавило снимку тональную перспективу —деревья вдали постепенно растворяются, теряя свой контраст.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 280
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/500

При съемке этого сюжета я намеренно использовал баланс белого cloudy, что позволило не только сохранить, но и подчеркнуть этот особенный красноватый свет утреннего солнца, пробивающегося сквозь туман, а при постобработке — не увеличивал контраст, сохраняя тональную перспективу.

Съемка в контровом свете сложна с технической точки зрения, но она может подарить очень интересные кадры. В данном случае солнце находилось немного позади и справа от птицы, что позволило не провалить ее лицо в тень и в то же время и получить характерные для контровой съемки эффекты каймы.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 450
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1000

Я обычно не обращаю внимания на яркие блики и спокойно позволяю им уйти в пересвет, мне важно правильно проэкспонировать основной объект съемки. Я всегда снимаю в ручном режиме, настроив камеру таким образом, что могу оперативно менять выдержку и диафрагму дисками управления и доверив камере автоматически изменять значения ИСО. В этом случае (как и во многих других) я также использовал баланс белого cloudy.

Утро и вечер — это время, когда птицы наиболее активны в поисках еды. Отправляясь снимать в такие часы можно рассчитывать на сюжеты на тему кормежки.


Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR и телеконвертер 1.4
ISO: 800
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/800

В отличие от контрового, падающий на птицу боковой вечерний свет хорошо освещает и выделяет детали, но с другой стороны, он может быть весьма интенсивным. В таких случаях можно попробовать уменьшить контраст, чтобы избежать резких перепадов.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/200


Как я уже отмечал, я часто возвращаюсь на одно и то же место, чтобы поснимать птиц в разных условиях, и у меня есть и другие кадры скопы, приносящей рыбу, но снятые в «обычных» погодных условиях они, на мой взгляд, не имеют такого воздействия как этот снимок, сделанный в контровых лучах заходящего солнца.

Снимок орла — беркута, из засидки. Свет от заходящего вечернего солнца был такой интенсивный, что покрасил зеленые елки на заднем фоне в красный цвет! За счет этого сцена совершенно преобразилась, ведь у меня есть много кадров орла на фоне «обычных» зеленых елок! Снимок стал интересным и выделяющимся из десятков подобных, его стоит показать.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/800

Скопа на рыбалке. Поздний вечер, контровое солнце, скрывающееся за неровной линией деревьев — да, наверное, тут не обошлось без доли везения, что птица пришла на охоту именно в это время и стала взлетать именно в этом направлении, но такие вещи случаются, и тут главное быть готовым и не упустить момент.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000

Мне удалось выжать все из этого момента, снимая в серийном режиме, я получил 5-6 удачных снимков птицы в разных фазах движения.

При съемке птиц, пытаясь предвосхитить и понять их намерения я часто откладываю фотоаппарат в сторону и просто наблюдаю, обходясь без посредника в виде видоискателя. «На глаз» птицы воспринимаются по-другому, и такие наблюдения интересны сами по себе. Ну и, кроме того, так проще понять некоторые поведенческие шаблоны, который у птиц встречаются.

Идея снять сову в полете в контровом свете и на широкоугольный объектив при помощи радио контроллера сидела у меня в голове давно. Наблюдая какое-то время за этой длиннохвостой неясытью, я определил, что ее путь проходит примерно по одной и той же траектории.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED
ISO: 3200
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/1250

Найдя примерную точку, которую сова наверняка пересекает и закрепив камеру на подходящем дереве так, чтобы получить контровой свет, я ждал своего момента, находясь в палатке метрах в 30. Для подсвета птицы снизу я использовал отражатель. Мне понадобилось около 2-х недель, чтобы все сошлось — и погода и птица — в нужное время и в нужном месте.


● Момент и сюжет

При любой съемке птиц несомненным приоритетом для меня является то, что, что называется «моментом» в фотографии.
Этот снимок был сделан давно, но он не перестал быть для меня одним из самых удачных и любимых. Снимок сделан в период белых ночей, было весьма прохладно. Бородатая неясыть показывала себя заботливой матерью, укрывая птенца согревала его. Подобные моменты могут длиться мгновения и моя задача их не упустить.


Камера: Nikon D200
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 400
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/30

В условиях недостатка освещения приходится использовать более длинные выдержки. Есть риск получить смазанное изображение. В таких условиях нужно снимать небольшой быстрой серией, чтобы потом отобрать снимок почетче. Разумеется, также не обойтись без устойчивого штатива и функции подавления вибраций VR - если она присутствует в объективе.

Вообще, быстрая серия всегда востребованный инструмент при съемке динамичных сюжетов. Прежде всего она позволяет захватить разные фазы движения. Но и не только это — зачастую бывает, что вроде бы удачный в целом снимок может быть немного «подпорчен» микросмазом, закрытым глазом птицы, или отворотом головы… Серия повышает шансы на успех.

Следующие два кадра выбраны из серий в 5-7 снимков, которые я отработал на каждом моменте. На мой взгляд, именно в них все сложилось наиболее удачно - из всех снимков в сериях.

Про точки опоры:


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/640

Двое и рыба:


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/640

В последнее время меня все больше привлекают снимки, в которых есть сюжет, происходит какая-то своя микроистория. Такие снимки могут оставить нам простор для фантазии, зритель может домыслить свое развитие сюжета.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600

Три птенца, двое постарше, кто самый голодный? Короткая выдержка заморозила пустельгу со вкусной ящеркой в полете, поставила развитие ситуации на паузу, как бы давая нам возможность самим придумать итог — кому же достанется еда?
Птицы неизбежно взаимодействуют друг с другом, нам не всегда понятны их мотивы и поведение. Этот снимок сделан при жестоком солнечном освещении, но момент получился интересный, стоящий, чтобы его показать:


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 800
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/1250

Опять, здесь присутствует сюжет: два малых подорлика развлекаются. Один помогает другому проверить гибкость позвоночника? Придумайте вашу интерпретацию!
Одна из проблем съемки в жарких странах (этот снимок сделан в Израиле) — это наличие испарений от земли. Трудно заметные глазом, тем не менее, эти испарения достаточны по интенсивности, чтобы внести искажения в работу чувствительной системы автофокуса. В этом случае помогает ручная доводка фокуса на объективе.

Воздушное танго:


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600

Орланы белохвосты, молодая самка (справа) и старый самец лицом к лицу и в противоположной фазе крыльев. Благодаря быстрой серии у меня есть несколько кадров развития этого сюжета, для показа я выбрал именно этот, наиболее удачный.


Камера: Nikon D500
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 400
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1600

Птенец краснозобой гагары на рассвете, размышляет, сгодится ли мотылек в качестве завтрака? Скорее всего нет, они питаются рыбой — но все-таки?
Эти симпатичные птицы называются люрики. Кто из них самец, а кто самка? Или, может это оба — самцы? Что один люрик шепчет другому и почему мне кажется, что тот, который смотрит на меня выглядит недовольным? Сюжетная фотография дает возможность зрителю задержать внимание на снимке, рассмотреть его, подумать о том, что происходит.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600

Случай на тетеревином току. Классический сюжет:


Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1600

Предысторию, развитие и финал этой ситуации каждый может додумать в меру своей фантазии.


● В заключение несколько общих советов:

— В фотографии, и в фотоанималистике в частности, всегда есть свобода выбора инструментов, доступных фотографу: фокусных расстояний, выдержек, других технических вещей, которые определяются задумкой, композицией, доступным светом, ограничениями техники, наконец. Но есть одна аксиома, которую необходимо помнить при съемке динамичных сюжетов — нажать на кнопку спуска необходимо еще до того, как момент случился… Если вы видите что-то интересное в видоискателе, но еще не снимаете — это значит, что этот момент вы упустили.
— Изучайте «матчасть». В камерах Nikon достаточно настроек для съемки динамики, но они рассчитаны под разные сценарии, каких-то универсальных настроек «следящего автофокуса» на все ситуации нет.
— Снимайте чаще. Во-первых, это важно для апробирования разных камерных настроек, чтобы понимать в каких случаях что играет роль. В итоге это будет приводить к уменьшению брака. Во-вторых, частая практика позволит как раз научиться предвосхищать наступление момента — и успевать запечатлеть его.
— При съемке птиц и животных старайтесь находится на одном с ними уровне. Мы привыкли смотреть на птиц либо снизу вверх, либо с высоты своего роста. Это привычный для всех ракурс, но насколько он изменится и станет более интересным и новым для зрителя если мы будем снимать их с их уровня! Да, взлететь нам будет сложновато, но съемка с уровня земли — отличный инструмент для того, чтобы фото стало интереснее.
— Не стоит всегда стремиться к использованию максимально коротких выдержек. На мой взгляд часто более оправданными являются выдержки чуть подлиннее, позволяющие получить небольшой смаз на крыльях. Это придает динамизм самому снимку. Главное в таких случаях — это сохранить четкость на голове и глазе птицы. Но это и проще, движения головы все-таки не такие быстрые, как у крыльев. В любом случае, тут можно пробовать и экспериментировать в поиске наиболее подходящих для себя вариантов.

И помните: каждый съемочный день — разный. Если что-то не получилось сегодня, будут моменты и завтра, ловите их”.

Продолжение Магистратуры. Съемка птиц. Часть 2



Tags: Акции и конкурсы, Магистратура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment