В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Фигурное катание — эффектный, динамичный, красивый, но вместе с тем довольно сложный для съемки вид спорта. Обо всех тонкостях работы фотографа на ледовой арене рассказал амбассадор Nikon, мастер спортивного репортажа Роберт Максимов.

В ваших портфолио есть снимки этого вида спорта?


Камера: Nikon D5
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 200 мм

Фигурное катание — эффектный, динамичный, красивый, но вместе с тем довольно сложный для съемки вид спорта. Обо всех тонкостях работы фотографа на ледовой арене рассказал амбассадор Nikon — мастер спортивного репортажа Роберт Максимов.
Последние несколько соревнований по фигурному катанию – Кубок мира, чемпионат Европы, Олимпиаду – я снимал камерой Nikon D5 и использовал преимущественно два объектива: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II и AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR.

С первым работаю на парных выступлениях с верхних съемочных точек, а также снизу от бортика, это прекрасный и очень удобный объектив. Вторым чаще снимаю с конвертором с верхних точек на одиночных выступлениях.

Я считаю, что любителям вовсе необязательно сразу тратиться на дорогостоящую длиннофокусную оптику. Рекомендую приобрести 70-200. Если бюджет позволяет, то берите просто фантастический новый AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR. Я не устаю об этом говорить: невероятное удовольствие работать с ним. И к нему конвертер AF-S TC-14E III. Картинка будет потрясающе качественная. Я использую этот тандем на маленьких соревнованиях, не беру тяжелую оптику. Этого вполне хватает для основной съемки, на фигурном катании при съемке от бортика 70-200 вполне охватывает ближнюю половину арены.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Фигурное катание — сложный для съемки спорт, в нем много движений, вращений. Главное в фигурном катании – знать, что спортсмены двигаются против часовой стрелки по кругу. Чтобы хорошо отснять соревнование, обязательно нужно предварительно посмотреть всю программу. Это можно сделать на тренировке или прокате: как правило, даже самые сложные элементы спортсмены делают и на разминке. Запомните, в какой точке катка нужный вам спортсмен выполняет тот или иной элемент. В зависимости от этого можно понять, куда надо переместиться фотографу на выступлении, чтобы снять спортсмена лицом в кадре, а не затылком.

На мастер-классах я говорю коллегам, что к съемке фигурного катания надо готовиться, как на фронт, и быть готовым ко всему. В противном случае ты посмотришь красивую программу, но хорошего кадра не сделаешь. Потому что тут важен настрой: как спортсмен настраивается на сложный элемент, так и фотограф готовится поймать именно этот момент. Реакция молниеносная, концентрация на каждом движении на льду, вошел в зал и уже ни на что не отвлекаешься. Для примера посмотрите, как работают крупные агентства. Никогда от них и слова не услышишь, только во время перерыва, все внимание — в кадр, чтобы в нужный момент нажать на спуск. Спортивный репортаж тем и отличается от остальных тем, что у нас есть всего мгновение. И если ты его упустил, второго шанса не будет.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Мне нравится снимать сверху или с правой стороны центральных трибун. С левой стороны тоже есть несколько хороших позиций. Например, kiss and cry – место, где после проката спортсмены садятся вместе с тренером перед камерами и ждут результаты. Здесь можно снять хороший жанр: поцелуи, эмоции, радость.

Также хорошие съемочные позиции есть с левой стороны от судей (если смотреть прямо на них, где стоит телевизионная камера), тут прокат очень хороший и, как правило, в этой точке спортсмены прыгают, так что можно снять хороший прыжок.

Между тем, знание удачных точек съемки — лишь часть дела. Просто так, сидя на одной, пусть и самой выгодной, позиции — да хоть прямо в жюри — хорошо не снимешь. Для выдающегося репортажа фотограф должен знать программу всех нужных ему спортсменов, в какой точке и что они делают, их самые красивые элементы.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8G ED VR


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 450 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Чтобы правильно снять вращение, нужно поймать ритм спортсмена, чтобы в кадр попадало лицо, а не спина. Как и в спортивных танцах, в парном катании всегда стоит ориентироваться и делать акцент на лице партнерши — оно более выразительное.

Но при этом категорически не рекомендую снимать у женщин быстрое вращение — только или самое начало, или самый конец. Когда они вращаются с максимальной силой, происходят серьезные деформации тела. Особенно искажается лицо.

Красивые выбросы в паре тоже нужно ловить «лицом» в сторону фотографа. Когда спортсмены смотрят вниз или когда партнер подбрасывает партнершу вверх, поднимает руки — в этих движениях есть красота, эмоции и динамика.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Выдержка при съемке фигурного катания очень зависит от света на арене, чем он лучше, тем выдержка короче, ведь нужно «заморозить» очень быстрые движения. Я в таких случаях работаю на групповом автофокусе; иногда, если свет очень жесткий, в настройках камеры немного прибираю контрастность. Как правило, вся съемка проходит на диафрагмах 4 и 5.6, чтобы добавить немного глубины. Особенно это важно при съемке парного катания: мы работаем на длиннофокусную оптику, и, если использовать открытые диафрагмы, то лицо может получиться в фокусе, а рука — уже нет, так быть не должно.

Рабочие выдержки для фигурного катания — от 1/1000 до 1/2000 в зависимости от света. Бывают интересные кадры и на более длинных выдержках — 1/60, 1/120 — смазанный эффект скорости и движения может удачно разбавить основной репортаж.

Этих значений вполне достаточно, чтобы сделать хороший, четкий кадр. Единственное, что еще нужно фотографу — и особенно это важно для начинающих — не дергать резко камеру, ведь при съемке на длиннофокусную оптику любой сдвиг, тремор приведет к нерезкому снимку, даже на очень короткой выдержке. Поэтому выдыхаем и держим оптику, как снайпер. Полная трезвость в руках и уме.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 300 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Надо уделить несколько слов и этике. Выше я уже упоминал об искажении лиц при сильных вращениях. Я не сторонник снимать то, что снимают папарацци. В нашем общем со спортсменами деле — это ведь общая работа, донести до зрителя красоту спорта — обязательно должна быть этика фотографа. Снимать и затем публиковать неловкие моменты вроде слетевшей бретельки, на мой взгляд, некрасиво. Не стоит акцентироваться на таких случайностях, лучше покажите красивый, динамичный кадр, который вызовет у зрителей восторг или сопереживание — вот что нужно ловить!

Вот очень похожие и при этом совершенно отличные друг от друга кадры:


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 220 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 210 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Все фотографы, которым важен хороший кадр, обязательно идут на показательные выступления, ведь все самые красивые движения будут именно там. Правда, также важно, чтобы спортсмены выходили на лед в красивой одежде, а не в тренировочных костюмах, иначе на снимках это выглядит не столь эффектно. Мне самому очень нравится снимать прокаты в свете прожекторов, когда луч светит прямо на тебя, и в эту «контру» попадают и спортсмены, и тени. Правда, тут никогда не угадаешь, как повезет — будет ли в этом луче какой-то интересный элемент. Это точка на удачу, можешь просидеть все выступление и ничего не получить.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 280 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/9
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Как я отметил в начале, без подготовки к съемке можно просидеть все соревнования и прождать, что к тебе кто-то сейчас приедет и все покажет. Нет, это бесполезно.

А можно задумать всего один кадр и сделать именно его. Для такого снимка важно заранее понимать, какой объектив понадобится: будет ли это крупный план и эмоции либо общий план с красивой поддержкой.

На фигурном катании всегда очень большой расход флешек, особенно если снимаете в NEF или планируете строчить как из пулемета. Потому что снимаешь порой целый день, долго ждешь и ищешь нужный кадр. Бывает, сделал снимок, но что-то в нем не нравится, и пытаешься снова и снова переснять его лучше.

Подытожим. Съемка фигурного катания и простая, и сложная одновременно. Постоянно нужно ловить нужный момент, движений очень много, и, сколь бы эффектным ни был этот спорт, не все движения красивы именно с фотографической точки зрения. Однако если отнестись к поставленной задаче ответственно, быть наблюдательным и подготовленным, вы обязательно получите красивый, эмоциональный кадр, ради которого все и затевалось.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8G ED VR
Tags: Обзор, Объективы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments