В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Фигурное катание — эффектный, динамичный, красивый, но вместе с тем довольно сложный для съемки вид спорта. Обо всех тонкостях работы фотографа на ледовой арене рассказал амбассадор Nikon, мастер спортивного репортажа Роберт Максимов.

В ваших портфолио есть снимки этого вида спорта?


Камера: Nikon D5
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 200 мм

Фигурное катание — эффектный, динамичный, красивый, но вместе с тем довольно сложный для съемки вид спорта. Обо всех тонкостях работы фотографа на ледовой арене рассказал амбассадор Nikon — мастер спортивного репортажа Роберт Максимов.
Последние несколько соревнований по фигурному катанию – Кубок мира, чемпионат Европы, Олимпиаду – я снимал камерой Nikon D5 и использовал преимущественно два объектива: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II и AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR.

С первым работаю на парных выступлениях с верхних съемочных точек, а также снизу от бортика, это прекрасный и очень удобный объектив. Вторым чаще снимаю с конвертором с верхних точек на одиночных выступлениях.

Я считаю, что любителям вовсе необязательно сразу тратиться на дорогостоящую длиннофокусную оптику. Рекомендую приобрести 70-200. Если бюджет позволяет, то берите просто фантастический новый AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR. Я не устаю об этом говорить: невероятное удовольствие работать с ним. И к нему конвертер AF-S TC-14E III. Картинка будет потрясающе качественная. Я использую этот тандем на маленьких соревнованиях, не беру тяжелую оптику. Этого вполне хватает для основной съемки, на фигурном катании при съемке от бортика 70-200 вполне охватывает ближнюю половину арены.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Фигурное катание — сложный для съемки спорт, в нем много движений, вращений. Главное в фигурном катании – знать, что спортсмены двигаются против часовой стрелки по кругу. Чтобы хорошо отснять соревнование, обязательно нужно предварительно посмотреть всю программу. Это можно сделать на тренировке или прокате: как правило, даже самые сложные элементы спортсмены делают и на разминке. Запомните, в какой точке катка нужный вам спортсмен выполняет тот или иной элемент. В зависимости от этого можно понять, куда надо переместиться фотографу на выступлении, чтобы снять спортсмена лицом в кадре, а не затылком.

На мастер-классах я говорю коллегам, что к съемке фигурного катания надо готовиться, как на фронт, и быть готовым ко всему. В противном случае ты посмотришь красивую программу, но хорошего кадра не сделаешь. Потому что тут важен настрой: как спортсмен настраивается на сложный элемент, так и фотограф готовится поймать именно этот момент. Реакция молниеносная, концентрация на каждом движении на льду, вошел в зал и уже ни на что не отвлекаешься. Для примера посмотрите, как работают крупные агентства. Никогда от них и слова не услышишь, только во время перерыва, все внимание — в кадр, чтобы в нужный момент нажать на спуск. Спортивный репортаж тем и отличается от остальных тем, что у нас есть всего мгновение. И если ты его упустил, второго шанса не будет.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Мне нравится снимать сверху или с правой стороны центральных трибун. С левой стороны тоже есть несколько хороших позиций. Например, kiss and cry – место, где после проката спортсмены садятся вместе с тренером перед камерами и ждут результаты. Здесь можно снять хороший жанр: поцелуи, эмоции, радость.

Также хорошие съемочные позиции есть с левой стороны от судей (если смотреть прямо на них, где стоит телевизионная камера), тут прокат очень хороший и, как правило, в этой точке спортсмены прыгают, так что можно снять хороший прыжок.

Между тем, знание удачных точек съемки — лишь часть дела. Просто так, сидя на одной, пусть и самой выгодной, позиции — да хоть прямо в жюри — хорошо не снимешь. Для выдающегося репортажа фотограф должен знать программу всех нужных ему спортсменов, в какой точке и что они делают, их самые красивые элементы.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8G ED VR


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 450 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Чтобы правильно снять вращение, нужно поймать ритм спортсмена, чтобы в кадр попадало лицо, а не спина. Как и в спортивных танцах, в парном катании всегда стоит ориентироваться и делать акцент на лице партнерши — оно более выразительное.

Но при этом категорически не рекомендую снимать у женщин быстрое вращение — только или самое начало, или самый конец. Когда они вращаются с максимальной силой, происходят серьезные деформации тела. Особенно искажается лицо.

Красивые выбросы в паре тоже нужно ловить «лицом» в сторону фотографа. Когда спортсмены смотрят вниз или когда партнер подбрасывает партнершу вверх, поднимает руки — в этих движениях есть красота, эмоции и динамика.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Выдержка при съемке фигурного катания очень зависит от света на арене, чем он лучше, тем выдержка короче, ведь нужно «заморозить» очень быстрые движения. Я в таких случаях работаю на групповом автофокусе; иногда, если свет очень жесткий, в настройках камеры немного прибираю контрастность. Как правило, вся съемка проходит на диафрагмах 4 и 5.6, чтобы добавить немного глубины. Особенно это важно при съемке парного катания: мы работаем на длиннофокусную оптику, и, если использовать открытые диафрагмы, то лицо может получиться в фокусе, а рука — уже нет, так быть не должно.

Рабочие выдержки для фигурного катания — от 1/1000 до 1/2000 в зависимости от света. Бывают интересные кадры и на более длинных выдержках — 1/60, 1/120 — смазанный эффект скорости и движения может удачно разбавить основной репортаж.

Этих значений вполне достаточно, чтобы сделать хороший, четкий кадр. Единственное, что еще нужно фотографу — и особенно это важно для начинающих — не дергать резко камеру, ведь при съемке на длиннофокусную оптику любой сдвиг, тремор приведет к нерезкому снимку, даже на очень короткой выдержке. Поэтому выдыхаем и держим оптику, как снайпер. Полная трезвость в руках и уме.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 300 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/1000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Надо уделить несколько слов и этике. Выше я уже упоминал об искажении лиц при сильных вращениях. Я не сторонник снимать то, что снимают папарацци. В нашем общем со спортсменами деле — это ведь общая работа, донести до зрителя красоту спорта — обязательно должна быть этика фотографа. Снимать и затем публиковать неловкие моменты вроде слетевшей бретельки, на мой взгляд, некрасиво. Не стоит акцентироваться на таких случайностях, лучше покажите красивый, динамичный кадр, который вызовет у зрителей восторг или сопереживание — вот что нужно ловить!

Вот очень похожие и при этом совершенно отличные друг от друга кадры:


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 220 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 210 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Все фотографы, которым важен хороший кадр, обязательно идут на показательные выступления, ведь все самые красивые движения будут именно там. Правда, также важно, чтобы спортсмены выходили на лед в красивой одежде, а не в тренировочных костюмах, иначе на снимках это выглядит не столь эффектно. Мне самому очень нравится снимать прокаты в свете прожекторов, когда луч светит прямо на тебя, и в эту «контру» попадают и спортсмены, и тени. Правда, тут никогда не угадаешь, как повезет — будет ли в этом луче какой-то интересный элемент. Это точка на удачу, можешь просидеть все выступление и ничего не получить.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 280 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма — f/9
Выдержка — 1/1250, ISO — 2500
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Как я отметил в начале, без подготовки к съемке можно просидеть все соревнования и прождать, что к тебе кто-то сейчас приедет и все покажет. Нет, это бесполезно.

А можно задумать всего один кадр и сделать именно его. Для такого снимка важно заранее понимать, какой объектив понадобится: будет ли это крупный план и эмоции либо общий план с красивой поддержкой.

На фигурном катании всегда очень большой расход флешек, особенно если снимаете в NEF или планируете строчить как из пулемета. Потому что снимаешь порой целый день, долго ждешь и ищешь нужный кадр. Бывает, сделал снимок, но что-то в нем не нравится, и пытаешься снова и снова переснять его лучше.

Подытожим. Съемка фигурного катания и простая, и сложная одновременно. Постоянно нужно ловить нужный момент, движений очень много, и, сколь бы эффектным ни был этот спорт, не все движения красивы именно с фотографической точки зрения. Однако если отнестись к поставленной задаче ответственно, быть наблюдательным и подготовленным, вы обязательно получите красивый, эмоциональный кадр, ради которого все и затевалось.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2000, ISO — 2000
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8G ED VR
Tags: Обзор, Объективы
Subscribe
promo nikonofficial april 10, 13:10
Buy for 300 tokens
Весна начинается! Уже совсем скоро природа порадует теплом и нежными цветущими растениями! Как правильно фотографировать растения и цветы, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами делятся: Lacie Mirex, Елена Михирёва, Максим Вышарь, Влад Владиленов и Лена…
Comments for this post were disabled by the author