В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

О том, как мечты превращаются в спланированные долгосрочные проекты, как долгие годы наблюдений через объектив собираются в книги, рассказал известный анималист, амбассадор Nikon Сергей Горшков.

В начале любого проекта обязательно лежит идея или мечта. Как правило, я берусь за темы, которые никто раньше не освещал, и стараюсь раскрыть их по максимуму. Мне не интересны единичные кадры, мне нравится создавать историю про место или конкретное животное. Такие проекты требуют времени: два-три года. Получается, задачи перед собой я ставлю самые сложные, а уж природа будет расставлять все по своим местам. Но пока ни в одном проекте не ошибся: каждый из них оказался востребованным и интересным, книги снова и снова переиздаются.



В начале любого проекта обязательно лежит идея или мечта. Как правило, я берусь за темы, которые никто раньше не освещал, и стараюсь раскрыть их по максимуму. Мне не интересны единичные кадры, мне нравится создавать историю про место или конкретное животное. Такие проекты требуют времени: два-три года. Получается, задачи перед собой я ставлю самые сложные, а уж природа будет расставлять все по своим местам. Но пока ни в одном проекте не ошибся: каждый из них оказался востребованным и интересным, книги снова и снова переиздаются.


Камчатка


Остров Врангеля
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/5000, ISO – 500
Фокусное расстояние – 165 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Мой самый большой проект сегодня — «Русская Арктика». Сейчас все мои мысли заняты этим амбициозным объемом, работа идет постоянно. Я хочу запечатлеть этот строгий и прекрасный мир на всем протяжении от самой восточной до самой западной части. «Русская Арктика» состоит из локальных проектов. Часть уже сделана – «Остров Врангеля» и «Плато Путорана», в стадии завершения «Таймыр», начаты «Земля Франца-Иосифа» и другие. Все они связаны, это звенья одной цепи. По каждому из них я выпускаю отдельный фотоальбом, а выставки и презентации уже проходят в России и по всему миру. По завершении проекта все наши Арктические регионы будут показаны в большом общем альбоме «Русская Арктика».

Параллельно я уже много лет работаю над другим проектом — «Тайга».

У нас она занимает больше 60% территории, простирается от Приморского края до западных границ, и всюду разная. Для меня символы непроходимой тайги: росомаха, рябчик, глухарь, кабарга, соболь. В воспоминаниях детства запечатлелось, как тетеревятник охотится на уток и как сбивает на току глухаря. Я помню поединок лосей, помню косуль, которые перед закатом выходят кормиться на лесные поляны.

В тайге повсюду кипит жизнь, нужно только знать, куда смотреть и куда повернуть камеру! Задача, которую я себе поставил — показать тайгу во всем ее многообразии. И тут, боюсь, стандартными 160 страницами книги я не обойдусь, потребуется куда больше места.


Камчатка
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/400, ISO – 100
Фокусное расстояние – 200 мм
Камера – Nikon D2X
Объектив – 70-200mm f/2.8 VR G

Обычно мое путешествие начинается задолго до того, как я покидаю порог дома. Когда планирую съемку, задаю себе одни и те же вопросы: что я буду снимать, для чего, куда лучше для этого поехать и в какое время года. Я часто мечтаю и строю историю в своем воображении, потом появляется идея, и она постепенно, как снежный ком, обрастает мыслями. Вот и начинаю двигаться в этом направлении – собираю информацию об объекте и месте съемок из любого источника: книги, интернет, фильмы о природе, изучаю и анализирую чужие работы, если такие есть и т.д.

А когда в голове сложилась картина предстоящей истории, наступает фаза непосредственной подготовки экспедиции: получение разрешения для посещения, поиск проводников, заказ вертолета, покупка инвентаря и т.д. В таких труднодоступных уголках России нет ничего: ни супермаркетов, ни ресторанов, ни прокатов — все надо иметь с собой. Например, экспедицию на остров Врангеля я готовил почти два года: мне пришлось завезти туда снегоход, квадроцикл, все оборудование, электростанцию, продукты, одежду на все времена года…

Первым делом, я стараюсь выбрать оптимальное для поездки время: нет ничего хуже и обиднее, чем узнать на месте, что попал в неудачный сезон и все лучшие кадры кто-то снял за неделю до твоего приезда или нужные тебе события случатся только через месяц.


Плато Путорана
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/2500, ISO – 400
Фокусное расстояние – 400 мм
Камера – Nikon D4
Объектив – AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR


Остров Врангеля
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/2500, ISO – 500
Фокусное расстояние – 600 мм
Камера – Nikon D300S
Объектив – AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR

В тех местах, куда я обычно хочу отправиться, сложно найти людей, которые могут помочь в организации и проведении съемки. У нас в стране еще нет услуг по подготовке фотоэкспедиций, в большинстве своём все ориентированы на массового туриста. Как только начинаешь задавать вопросы с шагом влево-право от общепринятого маршрута, у турфирм начинает бегать счетчик в глазах, обещают многое, но по приезду везут по тем же избитым тропам.

То же самое с фирмами, которые в России занимаются организацией фототуров. Большинство людей хотят приключений без неудобств и неприятностей, поэтому в большой группе по популярному маршруту сложно получить хорошие кадры.

Чтобы этого не было, лучше самому продумывать и контролировать все этапы подготовки поездки, независимо от того, в России будет съемка или за рубежом. Я отправляюсь в настоящие экспедиции: от двух недель до двух месяцев. Чтобы понять место, там надо пожить, прочувствовать его и узнать, что там происходит в разные сезоны. Поэтому эти поездки я строю только под себя. И максимум, кто может быть рядом со мной, — это оператор.


Остров Врангеля


Таймыр
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/3200, ISO – 320
Фокусное расстояние – 400 мм
Камера – Nikon D5
Объектив – AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

В первый год работы над проектом я охватываю все четыре сезона, выделяю для себя знаковые моменты. На примере острова Врангеля: в начале года первое, что интересно — выход медведя из берлог. Второе — рождение овцебыков в конце мая, прилет белых гусей. В августе — моржи и белые медведи, отлет белых гусей, молодые песцы и совы.

Понаблюдав за местом в первый год, я узнаю, когда и что здесь происходит. Этот год больше пристрелочный, второй — уже активная работа, много съемок. В третий год дорабатываешь то, что не снято, заполняешь пробелы, «доукомплектовываешь» свой проект. Бывает, многое в первый год получается снять даже лучше, чем во второй. Или наоборот — первые два года ровные, зато третий — обязательно выдающийся.

После первой разведки я могу многое спланировать на следующий заезд. Так я прямо сейчас могу выбрать нужные мне даты для съемки на Камчатке и буду точно знать, что смогу снять нужный материал. Часто в один год я снимаю сразу несколько проектов, например, на острове Врангеля пытаюсь застать «переодевающихся» подростков песцов и практически оттуда улетаю в африканский парк Лондози на брачный сезон антилопы импала, чтобы снять там буквально два нужных мне кадра: выразительный портрет и драку.

Так было, например, с плато Путорана. Первые полтора года я пытался понять, когда лучше туда приехать. На третий уже ехал с точным пониманием, знал, в какое время суток и года каньон будет хорошо освещен. Лучшее время — когда солнца вообще нет и облачно. Но, увы, пилоты в такую пору не летают. Тогда я ставил задачу найти пилота, который согласится. И мне повезло: удалось лететь и снимать в полную непогоду.

Моменты съемки мы заранее обговариваем с ответственными лицами: что можно снимать и где можно работать. В заповедниках обычно со мной находится кто-то из сотрудников. По правилам, я не могу находиться там один.
Tags: Обзор, Объективы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment