В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Амбассадор Nikon Виктор Лягушкин, известный подводными съемками, продолжает рассказывать о креативном освещении в сухопутных пещерах.


«Разделение и освещение планов

Если с местом мы определились, то пришла пора его осветить. На любых курсах по студийному освещению подробно рассказывают, что и как следует делать, а пещерная фотография очень похожа на студийную, поэтому я не буду долго рассказывать, какие виды света существуют и чем они отличаются.

Но все же дам несколько советов относительно пещер. У вас всегда есть возможность дополнительно разделить планы, поставив “противоречивое” освещение: например, на переднем плане основной источник света будет слева, а на среднем — справа. Или можно использовать цветовые фильтры. Поскольку пещеры часто однотонно окрашены, то, если вы отфильтруете один план желтым, а другой, например, оранжевым, они, естественно, разделятся. Я часто дальний план освещаю вспышкой с красным фильтром, отчего появляется ощущение глубины, далекой опасности и четкая отделенность плана по цвету.

Но, кроме налобных фонариков спелеологов, в кадре источников света быть не должно! Если зритель видит ваши источники света, он не испытывает вовлеченности: осветительные приборы в кадре подчеркивают его надуманность. Это фото становится ложью, в которую человек не верит и потому не переживает. Вы должны выстроить освещение так, чтобы зрителю оно казалось естественным. Мои фанаты, глядя на мои работы, частенько не верят, что в пещере нет света, что там абсолютно темно. Так уж устроен человеческий мозг.


Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/80
ISO: 400
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8 G

Конечно, за камнями и сталактитами легко спрятать вспышки, но все же избегайте делать кадры, на которых преобладает нижнее освещение. Оно вызывает у зрителя подсознательный страх (если, конечно, это не именно то чувство, которое вы хотите передать). Но в основном пещеры должны скорее вызывать чувство величия, сказочности, нереальности. Из этого следует: желательно, чтобы на месте съемки были возвышения или места, где можно поставить стойки, чтобы осветить сцену сверху.

Очень хорошим и оправданным в пещерной съемке приемом является контровое освещение. Вспышку на штативе (или в руках у ассистента) легко спрятать за спиной у спелеолога там, где это необходимо. Этот осветительный прибор создаст «противоположное» освещение, разделяя планы, акцентирует фигуру человека как самую важную световым ореолом. А поскольку в пещерах преимущественно влажно, водяная взвесь в воздухе даст очень красивые лучи. И чем дальше вы отодвинете вспышку от модели, тем красивее будут рисунок и ореол. К штативу, на котором размещена вспышка, можно привязать маленький фонарик, чтобы вам было проще контролировать ее местонахождение.

Выбор ключа

В фотографии принято условное разделение на высокий, средний и низкий ключи. Высокий ключ — это светлая фотография, в светлых тонах, средний — обычная по плотности, а фото в низком ключе — темное. Старайтесь подходить к выбору ключа осознанно, продумав его до того, как начнете снимать. Если вы хотите показать страшное, ужасное темное подземелье, то используйте низкий ключ и не бойтесь теней. От фотографии будет веять тайной и опасностью. Если это репортаж, в котором значительную часть кадра занимает человек, то подойдет средний ключ, ведь зрителю привычнее видеть людей в обычных световых условиях. А если вы хотите показать ажурность и легкость пещерных образований, особенно снежных, ледяных форм или белых натеков, то для этих целей подойдет высокий ключ.

Все эти моменты нужно прояснить для себя до того, как вы начали снимать. Если картинка не складывается у вас в голове, если какой-то из пунктов не проработан, то в процессе вы рано или поздно упретесь в тупик, из которого не выбраться. Только после того как вы все продумали, можно переходить собственно к съемке.

Хотя я обладаю довольно большим опытом (несколько тысяч часов работы в сухопутных пещерах и значительно больше в подводных), результативность выбора локации, то есть места для съемки, у меня составляет около 40%. То есть только четыре из десяти выбранных мест оказываются удачными. Но все же не стоит бояться — нужно экспериментировать, пробовать, думать как следует над каждым местом съемки. От этого зависит, получится фотография или время будет потрачено впустую.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/25
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 20 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G

Перейдем, собственно, к съемке. Вы выбрали место, придумали свой кадр. Теперь расставляете людей по местам, где они должны стоять, раскладываете предметы, если они являются частью вашей задумки, и начинаете освещать план за планом, начиная с первого, расставляя вспышки, регулируя их мощность и ширину угла, фильтруя свет там, где это необходимо. Время от времени нужно снимать то, что получается, и смотреть, как постепенно вырисовывается задуманная вами картинка. Чем лучше вы продумали кадр, тем точнее будет совпадать реальность с образом в вашей голове.

На этой стадии полезно воспользоваться помощью грамотных ассистентов, которые помогут настроить свет, иначе вам придется по много раз бегать к каждой вспышке, изменяя ее параметры. Если вы перед съемкой потратите чуть-чуть времени, чтобы объяснить вашим помощникам, как устроены и работают осветительные приборы, как меняются их параметры и для чего нужно прочее оборудование, которым вы пользуетесь, потренируетесь с ними в спокойных условиях, то оно вернется сторицей.

Небольшой лайфхак: используйте метод “двух часов”. Представьте, что вы стоите в центре циферблата и перед вами цифра 12. Это позволяет довольно точно указывать направление другим людям. Например: «Поверни вспышку на два часа от меня». Добавьте к этому вертикальный циферблат с вами в центре — и вы получите отличный способ описывать положение чего-либо в пространстве довольно точно».


Tags: Обзор, Объективы
Subscribe
promo nikonofficial december 10, 15:12 3
Buy for 500 tokens
Совсем скоро, меньше через месяц, наступит Новый год. И все с нетерпением ждут этого праздника, этой сказочной поры для создания ярких, красивых кадров! Как придать снимкам атмосферу волшебства и передать новогоднее настроение зрителю, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments