В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка футбола

На этой неделе, 14 июня, в России стартует Чемпионат мира по футболу. И поэтому в июне мы запускаем Магистратуру Nikon, посвященную съемке футбола!

Спортивный репортаж — особый вид съемки, со своими сложностями и особенностями. Что следует знать о съемке футбола? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с профессиональными фотографами. Своими секретами поделятся: Яна Рафикова, Максим Котенев и Юлия Добровольская.

И традиционный конкурс: ждем ваши спортивные снимки в комментариях здесь до 10 июля! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, кадра получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения!


Автор: Максим Котенев

Яна Рафикова:

«Футбол является самым популярным и массовым видом спорта в мире. Большинство людей знакомится с ним в детстве, пиная во дворе в мяч, а в дальнейшем болеет за любимую команду. И как у игры есть свои правила, так и у съемки футбола есть свои особенности. Здесь задача фотографа заключается в том, чтобы поймать суть игры, показать острые моменты и передать тот накал страстей, которые кипят на поле. Накануне Чемпионата Мира по футболу, который будет проходить в нашей стране, расскажу несколько моментов, которые помогут вам в этом деле.


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1250
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 92 мм


● Подготовка

Вы решили сфотографировать матч Премьер-лиги, местные соревнования или дворовый футбол? Кстати, в последнем юные футболисты легко могут превзойти профессионалов по эмоциям и накалу игры. Тогда для начала вам нужно изучить играющие команды, на каких позициях в турнирной таблице они находятся, каким составом будут выступать. Это поможет нам выбрать более выигрышную позицию для съемки.

Еще нам понадобится дождевик для себя и техники, маленький легкий стульчик и монопод (он пригодится если у вас тяжелая оптика).


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/2000
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 185 мм


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/2000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 260 мм


● Техника

Отличие футбола от многих других видов спорта состоит в том, что футбольное поле в разы больше, чем хоккейная, баскетбольная или гандбольная площадка. Минимальные размеры поля для игры в футбол 90х45 метров, в то время как максимальный размер хоккейной площадки 61х37 метров. В связи с этим для съемки понадобится телеобъектив. Среди профессиональных фотографов оптимальным для этого считается объектив с фокусным расстоянием 400mm. Но и используя более бюджетные варианты, такие как 70-200mm или 70-300mm, тоже можно получить хорошие фотографии. Не стоит забывать и о широкоугольных объективах, они позволят вам сделать атмосферные фотографии стадиона и интересные кадры за воротами.

Немного о камере: здесь важна скорострельность. В футболе все происходит очень быстро, и за доли секунды события в кадре могут кардинально измениться, или же камера просто не успеет снять нужный вам момент, поэтому в приоритете та камера, что способна сделать большее количество кадров в секунду.

Кстати, не забудьте про карту памяти с высокой скоростью записи, это незаменимая вещь при съемке спортивных событий.


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/3200
ISO: 640
Фокусное расстояние: 300 мм


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/2000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 300 мм


● Съемка


Здесь понадобится терпение и внимание. Часто события будут происходить очень далеко от вас, не стоит паниковать, продолжайте внимательно следить за игрой, команды всегда передвигаются по полю и обязательно приблизятся к вам.

Чимпингу — нет! Не отвлекайтесь на проверку только что снятого кадра, это занимает время, время которое вы не сосредоточены на игре, а именно сейчас может произойти интересный игровой момент.

Не бойтесь поднимать значение ISO. Пусть лучше снимок получится шумным, чем смазанным. Уменьшить шумы можно при постобработке, а вот фотографии, на которых игроки получились смазанные, ждет корзина. Старайтесь, чтобы выдержка получалась от 1/1000 секунды и короче. Ничего страшного если фотографии получатся немного недоэкспонированные, экспозицию можно поправить так же при обработке.

Не забудьте выставить режим серийной съемки. Интересные игровые моменты лучше снимать серией, чтобы была возможность выбрать наиболее удачный кадр.


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 мм


● Около футбола

Не зацикливайтесь только на игре, оглянитесь: пойманные в кадр зрители, поддерживающие свою команду или эмоциональный тренер украсят ваш репортаж. Находите в каждой игре то, что делает ее особенной. Постарайтесь передать в своих фотографиях атмосферу матча.


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/22
Выдержка: 1/20
ISO: 100
Фокусное расстояние: 38 мм


● Опыт

Смотрите больше фотографий, фильмов, произведений искусства. Именно насмотренность научит вас определять момент и чувствовать кадр. Зацепил кадр? Проанализируйте его, попробуйте повторить, найдите такую же точку съемки, экспериментируйте, снимайте.

Ну и самое главное — получайте удовольствие от самого процесса».


Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/4000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 70 мм



Максим Котенев:

«Профессиональный фотограф ФК "Арсенал". Общий стаж съемок — 12 лет. Стаж спортивной съемки около 5 лет.


● Планирование

По регламенту РФПЛ футбольная команда прибывает на стадион за 1,5 часа до матча. Необходимо оказаться на месте раньше, чтобы снять раздевалку, пустой, затихший перед футбольной бурей стадион, а также свободное общение игроков и тренеров противоположных команд. Здесь важно знать, как выглядят тренеры, чтобы по ошибке не снять главного врача :)


Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/8
Выдержка: 100
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм


Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 250
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 100
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 18 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 200
ISO: 800
Фокусное расстояние: 200 мм


● Расположение на поле

Как фотограф ПФК "Арсенал", я снимаю только свою команду, поэтому перед появлением футболистов на поле занимаю позицию с той стороны, с которой выходит наша команда.

После выхода можно сделать крупные портреты тренеров. Обычно их используют в иллюстрациях для интервью.

В начале матча я располагаюсь за воротами команды соперника в правом или левом углу поля. Для себя я выработал такой график: 20 минут с одного угла поля, 5 минут за воротами и 20 минут с другого угла поля.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 400
Фокусное расстояние: 350 мм


● Точка съемки

Иногда на стадионах предоставляют складные скамейки — обязательно их используйте. Если такой возможности нет, садитесь на корточки или вообще на покрытие стадиона. В положении сидя вы снижаете точку съемки, что добавляет кадрам динамичности и снижает искажения. Не забудьте монопод! Незаменимая вещь при длительной съемке футбольных матчей, когда руки уже устают от нагрузки.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм


● Настройки камеры

Методом проб и ошибок я выбрал для себя оптимальные настройки камеры для различных условий.

Большинство матчей РФПЛ проходят вечером, переходящим в ночь. В таких случаях освещение на стадионе стабильное и можно смело использовать ручные настройки, не боясь смазов или недосветов. Выдержку для вечерних матчей я ставлю не менее 1/1000, чтобы заморозить движения спортсменов, ISO около 4000—5600, иногда 6400 — Nikon D4 позволяет это делать.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 5600
Фокусное расстояние: 450 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 5600
Фокусное расстояние: 200 мм

В яркий солнечный день я ставлю более короткую выдержку, низкое ISO и чуть закрываю диафрагму, чтобы избежать аберраций.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 2000
ISO: 400
Фокусное расстояние: 250 мм


● Объективы

Всю игру я снимаю на AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR — бюджетный и относительно легкий телевик. В связке с Nikon D4 творит чудеса.

Вторая камера — Nikon D800 c AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II или AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR в зависимости от ситуации.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 250 мм


● Съемка

Во время съемки матчей я стараюсь делать как общие, так и крупные планы, делая упор на эмоции игроков. Зачастую зрители с трибун и в трансляции не могут увидеть переживания футболистов, поэтому моя задача — как можно точнее передать обстановку на поле.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 450 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 300 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 500 мм

Не стоит забывать и про тренеров. Эти серьезные и, порой, суровые мужчины на поле дают волю эмоциям.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 500 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 500 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 500 мм


● Голевые моменты

Гол — ключевой момент любого матча. Важно показать зрителям не только момент удара по воротам, но и радость игроков после забитого мяча.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 450 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 500 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 500 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм


● Фотофильтры

Изюминку вашему репортажу придаст использование фотофильтров.

Например, я использую звездный или поляризационный фильтры. Но тут главное не увлекаться.


Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/4
Выдержка: 500
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 28 мм


● Двенадцатый игрок

Важную роль в матче играет 12-ый игрок — болельщики. Они готовят перформансы, поддерживают футболистов, гонят команду вперед. Не стоит пренебрегать ими в процессе съемки футбола.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм


● VIP-ложа

Не забывайте заглядывать в ВИП-ложу. Иногда на матчи заглядывают звездные гости.


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 500
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 500 мм


Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 500 мм


● После матча

После завершения матча не бегите сразу к выходу. Ведь сейчас можно поймать искренние эмоции болельщиков, тренеров, игроков, а иногда — трогательные моменты, когда футболисты выходят на поле со своим детьми».


Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм


Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 500
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 150 мм



Юлия Добровольская:

«Спортивный репортаж, и в частности съемка футбола, является одним из моих самых любимых жанров фотографии. И дело тут не только в моей любви к футболу, но и в том, что спортивная арена — это место накала страстей и эмоций, а значит, живых и ярких кадров. На большой стадион я попала два с половиной года назад, пройдя путь от малоизвестного спортивного интернет-агентства до московского футбольного клуба «Спартак». Сейчас я снимаю на матчах мировых сборных, Российской Премьер-Лиги, Лиги Чемпионов, Лиги Европы и других чемпионатов.

Съемка футбола — дело непростое, которое имеет свои сложности и особенности.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 330 мм


● Предматчевая подготовка

Нельзя просто так взять и прийти фотографировать футбольный матч. Конечно, если это не любительская игра, а серьезный спортивный чемпионат. На большинство матчей таких чемпионатов без особого разрешения вам даже не позволят пронести компактную зеркальную камеру вместе с собой на трибуну. Именно поэтому, первое, что нужно знать, отправляясь на матч — съемка футбола начинается с аккредитации, т.е. специального разрешения, дающего право работать на мероприятии. Чем выше уровень чемпионата, тем раньше нужно задумываться о ее получении, и тем сложнее оказывается весь этот процесс. Так, например, заявка на аккредитацию на Чемпионат мира подается за полгода до старта, на матч Лиги Чемпионов — за пару недель, а на матч Премьер-Лиги — за несколько дней. Привязка к какому-либо издательству/ интернет-порталу/ спортивному клубу обязательна, так что, если вы хотите фотографировать игры на больших аренах, вам необходимо договариваться как минимум о внештатном сотрудничестве. К счастью, есть СМИ, которые с удовольствием пойдут к вам навстречу. Безусловно, для этого нужно иметь определенный багаж знаний и хорошее портфолио, которое вполне можно наработать на любительских играх.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 300 мм


Кстати, перед тем, как отправляться на свой первый матч, очень важно зайти на сайты ведущих спортивных издательств или открыть архивы мастеров футбольной фотографии и посмотреть несколько фотоотчетов, чтобы иметь представление о том, как выглядят удачные кадры. У большинства издательств довольно суровые требования к снимкам, и не изучив эти требования, вы рискуете отправить весь свой фото отчет в корзину.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 200 мм


● Экипировка фотографа

По факту на футбольном поле каждый работает с тем, что у него есть, однако, съемка спортивного репортажа — это тот случай, когда техника решает. Ни для кого не секрет, что футбольная арена имеет внушительные размеры, и действия на ней сменяются стремительно, поэтому в обязательном порядке в ваш рюкзак необходимо сложить скорострельную камеру, длиннофокусный зум или фикс, широкоугольник, монопод и несколько быстрых карт памяти для съемки в серийном режиме. В идеале камер должно быть две-три, так как в процессе съемки у вас не будет времени менять объективы и зачастую будет отсутствовать возможность перейти на противоположную половину поля в течение тайма.


Камера: Nikon D800
Объектив: NAF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм


Очень важно всегда иметь при себе дождевик для камеры, поскольку на большинстве стадионов места для фотографов не защищены от дождя.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 200 мм


● Стандартные положения

Как уже было сказано, перемещение фотографов на футбольном поле ограничено, и ограничено оно правилами, которые зависят как от уровня чемпионата, так и непосредственно от стадиона. Чаще всего снимать разрешено вдоль линии ворот и иногда в паре метров вдоль боковой линии поля. На мой взгляд, идеальная точка для любого спортивного фотографа за воротами возле углового флажка. С нее можно получить самые сочные кадры: фланговые атаки, празднования гола, борьбу в штрафной площади, исполнение угловых и штрафных ударов.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 400 мм


После того, как вы заняли точку, начинается самое интересное — охота за яркими моментами. Не думайте, что их создают только игроки, иногда куда эмоциональнее себя проявляют тренера или болельщики. Это значит, что вам предстоит «держать в фокусе» все, что происходит на стадионе. Огромный плюс, если вы заранее знаете самых эмоциональных героев встречи.

Будьте готовы к тому, что снимать придется постоянно. Если вы думаете, что, нажав на спуск затвора после верховой борьбы или удара игрока через себя, у вас будет удачный кадр, спешу вас расстроить — скорее всего на фотографии будет отсутствовать мяч. Иными словами, если видишь момент до нажатия кнопки затвора — кадр упущен. Именно поэтому надо чувствовать, что произойдет в следующую секунду и делать непрерывную серию снимков.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм


Что касается настроек камеры, то тут обычно без сюрпризов. Большинство стадионов имеют хорошее освещение, что позволяет снимать на короткой выдержке (1/1000 и короче) при умеренных значениях ISO. Диафрагму лучше открыть максимально, насколько позволяет ваш объектив. Не забывайте выставить вручную баланс белого, если стадионы освещены искусственно, в противном случае, ваши снимки будут чрезмерно зелеными. Обязательно ставим режим серийной съемки и переводим режим автофокуса в следящий.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1250
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 400 мм


Не забывайте об издержках профессии. Футбольная съемка может быть очень травмоопасной. Будьте начеку, когда действие происходит в штрафной возле вас — удар лучшего бомбардира мимо ворот может отправить в нокаут вас и вашу технику. К сожалению, подобное на матчах случается довольно часто, поэтому всегда будьте начеку и не считайте ворон».


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 310 мм

Tags: Акции и конкурсы, Магистратура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments