В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Когда и как грамотно применять съемку на широкоугольный объектив в спортивном репортаже? Что нужно учитывать при работе с трансмиттерами на больших соревнованиях? Какой технике можно это доверить? Своим опытом делится спортивный фоторепортер, амбассадор Nikon Роберт Максимов.


«Как правило, спортивный репортаж — преимущественно съемка с телеобъектива. Но зачастую снимки на одни лишь “телевики” дают однообразную картину. Поэтому “дальнобойный” репортаж я разбавляю кадрами с широкоугольного объектива. Это, кстати, вечная тема моих споров с фотографами из агентств: они работают только, например, с AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, другие объективы даже не берут. Я всегда задавался вопросом: почему? Говорят: “У нас возьмут только крупные планы, остальное никому не нужно”. Однако сам я часто сталкиваюсь с требованием получать разноплановые кадры, так что для раскрытия темы один-два снимка обязательно делаю на широкий угол.

Действительно, в классической спортивной съемке “ширики” используются крайне редко: все-таки у нас в приоритете крупные планы, эмоции, динамика. А это, как правило, работа для таких линз, как AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Признаюсь, со съемкой на широкий угол на крупных состязаниях не все так просто. Да, на маленьких соревнованиях такая съемка доступна практически каждому желающему, а на крупных — чемпионатах, Олимпийских играх — получить допуск на установку камеры с широкоугольным объективом непосредственно на “поле битвы” крайне проблематично. На легкой атлетике применять этот прием очень сложно, его мало где разрешают. А использовать ближние ракурсы на баскетбольных матчах или, скажем, под водой во время соревнований по плаванию позволяют только избранным фотографам из ведущих агентств, либо своим клубным. Тем не менее я беру широкоугольники на большие турниры, если хочу поставить камеру на трансмиттере. И совершенно точно без “ширика” не обойтись, когда нужно сделать панорамный кадр: например, с церемонии открытия Олимпийских игр или салюта — к этому снимку вообще все готовятся заранее и очень серьезно!


Тандем из широкоугольного объектива с трансмиттером на легкой атлетике позволяет получить эффектные кадры, которые иначе не снимешь — так близко к объекту съемки на соревнованиях попросту не подберешься. С разрешения шеф-фотографа (а если я сам выступаю в этой роли, всегда даю себе это разрешение!) камеры ставятся на специальных точках. Например, метание молота: тут все действие происходит за сеткой, через нее снимать плохо. Установка камеры с широкоугольным объективом на нижнюю точку позволяет показать совсем другой план, который делает снимок интересным. Очень люблю использовать этот прием и на прыжках в длину, и на низких стартах — камеру можно установить там, куда фотографов вообще не подпускают, чтобы не мешали. Тут есть интересный нюанс: снимать до выстрела старта запрещено. Если нажать на кнопку спуска раньше, звук затвора заставит спортсменов рвануть вперед. Так же и в гольфе нельзя снимать во время замаха, можно только в момент удара, иначе нарушившего правило горе-фотографа удалят с поля.

Как это работает? Трансмиттер-приемник установлен на камере, второй передатчик, который дает команду снимать, — либо на второй камере, либо на пульте в руках фотографа.


Несколько важных нюансов, если вы планируете съемку с трансмиттером на соревновании. Во-первых, у нас запрещено использование американских и японских передатчиков, разрешены только европейские и китайские системы. При нарушении этого правила тут же придут службы безопасности и либо конфискуют аппаратуру, либо удалят виновника, такое случалось на чемпионатах. Во-вторых, на крупных соревнованиях фотограф обязан перед съемкой регистрировать передатчики, чтобы их рабочие частоты не совпадали с частотами спецслужб. Часто перед мероприятием приносят список разрешенных частот, и это примиряет все заинтересованные стороны.

Дальность работы трансмиттеров — не более 100 метров. И есть еще третий важный момент: помимо частот, на трансмиттере есть диапазоны “подчастот”, раздельные каналы. Так вот нужно выбрать их так, чтобы они отличались от настроек других фотографов, иначе при нажатии на спуск будут срабатывать и фотоаппараты коллег.


Бывает, разрешают использовать камеры с трансмиттерами на хоккее под крышей над воротами. Правда, на камеру устанавливаются длиннофокусные объективы — минимум 70-200 мм, а то и вовсе 300 мм. Меньше нельзя, очень высоко. Там есть специальный мощный кронштейн со страховочным тросом, который одним концом должен быть закреплен на камере и объективе, а другим — на месте крепления кронштейна, чтобы в случае падения камеры она повисла и не рухнула на лед. Как правило, вся конструкция устанавливается за пару часов до начала матча. На легкой атлетике камеру можно поставить на позицию за час до старта соревнований.

Как выставить кадр? Сначала надо поставить задачу: какой кадр хочется сделать? Только определившись с этим, нужно подать заявку на съемку с трансмиттером, указать в форме камеру, вид трансмиттера. Еще понадобится маленький крепкий штатив, примерно 20 см в высоту, большой не допустят. Далее следует получить разрешение шеф-фотографа или главного судьи и, наконец, установить камеру в нужном месте.


Фокус на таких снимках выставляется в ручном режиме. Можно сделать это в момент настройки, можно попросить кого-либо встать на нужную тебе точку, можно самому рассчитать по глубине резкости, где будет объект съемки.

Самое главное — правильно предсказать нужный план с низкой точки, чтобы и спортсмен не выпрыгнул, и лишнего не захватить. Это достаточно сложно, нужно хорошо представлять себе, что предстоит снимать. Для таких задач по отстройке плана, чтобы не ползать на коленях, пригодится камера с поворотным дисплеем. Например, просто шикарная Nikon D850.

Какие объективы выбрать? Для “широких” кадров я использую “классический” набор: либо AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED, либо AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED с обычным защитным фильтром от песка и прочих сюрпризов. Аналоги других фирм не пробовал, потому что последние 40 лет я пользуюсь только фирменной оптикой и изменять своим принципам не собираюсь. Только “родные” объективы дают максимально качественную картинку, быстрый автофокус и лучшее качество снимка. Честно говоря, на серьезных съемках не до экспериментов. Если ради пары кадров мне вдруг понадобится объектив, которого у меня нет, я обращусь в Nikon или к коллегам.

Современная техника позволяет работать в любых условиях и получать великолепные кадры. Но не забывайте, что кое-что по-прежнему зависит от самого фотографа. Просто так нажимать на кнопку трансмиттера бесполезно, все равно нужно ловить именно тот кадр, который ты задумал. Представьте себе “идеальный” снимок. Что вы хотите на нем увидеть? Спортсмен в полете или уже в приземлении с песком? Как он расположен на низком старте? В какой части кадра находится главное? Понимание конечного снимка повышает шансы на успех.

Техника — лишь инструмент, ведь сильный кадр зарождается не в видоискателе, а в голове. Помните об этом, наблюдайте, анализируйте: только так можно добиться успеха в нашем непростом деле. Недавно я снимал на соревнованиях по легкой атлетике стипль-чез (прыжки через яму с водой). Несмотря на то, что участников было немного, кадры выглядят эффектно, потому что они сняты на широкоугольный объектив, я заранее задумал этот план и просто ждал подходящего момента».


Tags: Обзор, Объективы
Subscribe
promo nikonofficial 14:03, monday 5
Buy for 700 tokens
В основе абстрактной фотографии лежит восприятие не деталей и объектов, как в обычном изображении, а формы, цвета и линий. Фотограф абстрагируется от обычного восприятия реальности и погружает зрителя в поток своего сознания и образов. Что же такое абстрактная фотография? Разбираемся в новой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment