В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Я | NIKONPRO

Мы попросили амбассадора Nikon Виктора Лягушкина, известного подводными и пещерными съемками, рассказать о физике подводной фотографии.

Камера: Nikon D4s

Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма: f/20

Выдержка: 1/100

ISO: 800

Фокусное расстояние: 16 мм


“У воды совершенно иные физические свойства, чем у атмосферы на поверхности. Cледовательно, и свет под водой распространяется иначе. Давайте рассмотрим, как это влияет на фотографию.


Даже самая чистая вода в 1000 раз менее прозрачна, чем воздух, и в 770 раз плотнее. Это значит, что съемка под водой с расстояния в один метр равноценна съемке с расстояния в один километр на поверхности. В воде всегда присутствуют минеральные соли, неорганические частицы, микроорганизмы и просто частички грязи. Свет поглощается как самими молекулами воды, так и примесями. Так что чем грязнее вода, тем сильнее поглощение. Как следствие, максимальная прозрачность водной толщи не может превышать 60 метров, а минимальная может быть и нулевой.


Фотоны света, сталкиваясь с препятствиями в виде молекул H2O и примесей, не только поглощаются, но и рассеиваются, отчего изображение теряет контрастность, становится мутным. Чтобы было проще представить, как водная толща влияет на свет, привожу простое сравнение: «По сути, вода — это мутный голубой фильтр, который находится между вами и объектом съемки».


Вероятно, вы помните из школьного курса физики, что белый солнечный свет состоит из волн разной длины, составляющих спектр. Помните считалочку «Каждый охотник желает знать…»? Подводный фотограф обязательно должен эту считалочку держать в уме, потому что каждые 8 метров воды поглощают одну составляющую спектра. То есть начиная с расстояния 8 метров вы не сможете различить красный цвет, и красные предметы начнут выглядеть как черные.


Дайвер на этом снимке держит три воздушных шара: красный, зеленый и желтый. Попробуйте угадать, какой из них какого цвета изначально:

Камера: Nikon D200

Объектив: AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/8

Выдержка: 1/60

ISO: 400

Фокусное расстояние: 10.5 мм

На глубине 16 метров не будет уже ни красного, ни оранжевого цвета — и так далее, пока не останется только сине-фиолетовый. Это и есть цвет морской бездны.


Камера: Nikon D4S

Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма: f/8

Выдержка: 1/125

ISO: 1600

Фокусное расстояние: 16 мм

Иногда со мной по этому поводу пытаются спорить: «Я вот был на Красном море, нырял на 30 метров и видел красные кораллы!» На самом деле, это обман нашего мозга. Во-первых, если мы знаем, какого цвета объект, то мозг старается показать его нам в более знакомом виде. Во-вторых, для нас, сухопутных животных, странно, если окружающие предметы будут однотонно окрашены, и встроенный в нашу голову компьютер пытается сделать картинку, которую мы видим под водой, более привычной. А вот камера беспристрастна, и она увидит кораллы Красного моря на такой глубине сине-зелеными.

На этом фото с озера Иссык-Куль хорошо видно, как исчезают цвета в зависимости от расстояния. Вблизи камеры камешки разноцветные, но чем дальше, тем более однотонным становится изображение.



Камера: Nikon D3S

Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма: f/13

Выдержка: 1/640

ISO: 400

Фокусное расстояние: 16 мм


Первые цифровые камеры имели очень небольшой динамический диапазон, и для съемки под водой практически не годились. Зато современные камеры позволяют делать такие снимки, какие мы хотим.


Вот наглядный пример с моей Nikon D4S. Как я уже сказал, камера беспристрастна и видит дно Байкала сине-зеленым. Но мы, люди, видим его иначе! Оставшийся сигнал на красном канале позволяет корректировать картинку при постобработке, чтобы сделать ее такой, какой она должна быть по нашему представлению.



Камера: Nikon D4S

Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма: f/16

Выдержка: 1/125

ISO: 400

Фокусное расстояние:16 мм


Когда начинающий подводный фотограф пытается определить расстояние под водой, из-за сухопутных привычек он попадает в еще одну ловушку. Это так называемая проблема видимых расстояний. Поскольку коэффициент преломления у воды в 1,3 раза больше, чем у воздуха, то все предметы представляются бОльшими, чем на самом деле. И фотографу кажется, что он находится очень близко, но это всего лишь обман зрения — вы находитесь на 30% дальше, чем говорят вам ваши сухопутные глаза. Поэтому совет Роберта Капы «подойти ближе» в подводной съемке актуален как нигде, ведь это единственный способ получить качественную картинку”.


Другие снимки Виктора Лягушкина можно посмотреть в галерее nikonpro.ru!

Tags: Обзор, Объективы, Подводная съемка, Советы, Спорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я | ИДУ В NIKON SCHOOL

    Фотографов Екатеринбурга приглашаем на практическое занятие фотографа Михаила Дулова по теме: "Ночной городской пейзаж" Вы узнаете про все…

  • Я | ИДУ В NIKON SCHOOL

    Владивосток! Приглашаем любителей фотографии на бесплатный семинар «Зеркальные камеры Nikon. Особенности настройки и управления». На семинаре вы…

  • Я | ИДУ В NIKON SCHOOL

    Приглашаем любителей фотографии в Хабаровске на бесплатный семинар «Зеркальные камеры Nikon. Особенности настройки и управления». На семинаре вы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments