В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Магистратура Nikon. Студийный портрет

Студийный портрет — жанр, требующий от фотографа не только владения основами фотосъемки, но также глубоких знаний выстраивания света, композиции и умения работать с моделью. Сегодня в рамках Магистратуры Nikon наш амбассадор и профессиональный фотограф Олег Зотов расскажет, как правильно выбрать свой объектив для студийной съемки из линейки NIKKOR. Во всех тонкостях жанра также помогут разобраться эксперты нашей новой Магистратуры: Карина Андреева, Марина Дубина и Наталья Чилиевич.

И традиционно объявляем конкурс в рамках Магистратуры: оставляйте в комментариях под постом ваши студийные портреты до 10 сентября включительно. Наши эксперты выберут победителя, и мы подарим ему фирменные призы от Nikon! Также будем рады увидеть в комментариях ваши дополнения к советам.

Напоминаем, что от одного участника мы ждем до 7 фото с указанием используемой при съемке техники. На конкурс принимаются работы, снятые на Nikon. И не забывайте добавлять нас в друзья!

Автор: Олег Зотов



Олег Зотов:

Какими объективами снимать портрет? Строго говоря, портрет хорошо снимать объективом больше 70mm, так называемым портретным объективом. Почему так? Вы знаете, что если мы снимаем предмет широкоугольным объективом, то те объекты, которые находятся впереди, выглядят крупнее, чем в жизни, а те, которые сзади — меньше. В случае съемки портрета, это сделает нос вашей модели огромным, а голову — маленькой. Вряд ли кому-то это понравится.

Но есть и другое ограничение. Например, телеобъектив может сплющить лицо так, что оно превратится в блин. Поэтому линейка портретных объективов находится где-то между широкоугольным и телеобъективом.

1. AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Идеальный портретный объектив — AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G. Прекрасное стекло и очень открытая диафрагма — 1.4, которая позволяет добиваться очень маленькой глубины резкости. Глаза модели, например, находятся в резкости, а нос и кончики ушей уже слегка размыты. Получается очень красивый портрет с отличным боке.









2. AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
В линейке Nikon есть еще один объектив с очень открытой диафрагмой — AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G. Хотя это и не портретный объектив, но снимает вблизи он без искажений — особенно неплох для портретов, например, если в кадре голова и половина тела.







3. AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Далее следует объектив AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED. Я очень люблю его и использую, например, когда мне нужно снять глаза модели или ее губы. Или мужской портрет, в котором я хочу добиться проработки фактуры кожи.

Здесь я снимал на 105mm в diamond-боксе. Какой свет применить, если у вас нет такого бокса? Можно заменить двумя стрит-боксами, направленными на модель. Их отражения могут сделать у модели такие «кошачьи», узкие глаза.











4. AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Конечно, замечательно снимать на дискретные объективы, но всегда, когда едешь на съемку, думаешь о перевесе. Ты не можешь взять всю линейку с собой на съемку, в самолет, не потаскаешь их весь день по городу. У Nikon есть зумы. Один из моих любимых - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. Наверное, 80% моих работ сняты именно им. Его нижняя граница 70mm делает его отличным портретным объективом. А диафрагма 2.8 позволяет добиться нужной резкости.

Здесь я поставил 2 стритбокса, диафрагму 11. Поскольку у меня здесь объектив 24-70mm, я не могу подойти к модели и снимать близко, потому что будет большой нос, а лицо уменьшится. Поэтому в таком случае надо выдерживать расстояние.







5. AF-S VR Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED II
Еще один великолепный зум — AF-S VR Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED II - очень много портретов снято им. Это еще и отличный репортажный объектив. Снимать, правда, нужно достаточно далеко от модели, так как эта линза «сожмет» расстояние.







6. AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Есть еще AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED - это широкоугольный зум, не для съемки портретов, но все же на него тоже снимают. Вы наверняка видели это в рекламе. Получаются немного шаржевые портреты — большая голова, маленькие ножки.






Марина Дубина:

Самое важное в портретной фотографии — это свет и ракурс. Для меня еще имеет огромное значение правильно подобранный образ.

1. Работа над образом
Перед съемкой необходимо продумать несколько вещей: в каком виде человек будет смотреться наиболее удачно, какой образ, поза для него более привычна и удобна. Например, слишком яркая одежда или аксессуары могут «отвлечь» внимание от лица, тем самым сделав портрет не очень удачным. Кроме того, важно дать человеку возможность привыкнуть и адаптироваться к обстановке в студии. Желательно заранее познакомиться с моделью, чтобы узнать характер, предпочтения, обсудить детали съемки.


Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/100
ISO: 100
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 24-85mm f/2.8-4D IF


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/100
ISO: 320
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4G

2. Свет
Правильная расстановка источников света и работа с ними — немаловажный элемент в студийном портрете. Перед построением световой схемы обязательно представьте желаемую картинку, хотите ли Вы получить более «мягкий» портрет, или же яркий и контрастный, какие недостатки необходимо скрыть или подчеркнуть достоинства. Например, контровой свет сделает портрет более ярким, объемным и поможет выгодно подчеркнуть фигуру.


Диафрагма: f/1.4
Выдержка: 1/200
ISO: 800
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4G


Диафрагма: f/1.6
Выдержка: 1/60
ISO: 400
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4G

Естественный свет также является уникальным и универсальным источником в студии. Он очень изменчив, в зависимости от времени суток, погодных условий мы получаем разный результат на снимке. Его также можно комбинировать с искусственными источниками. К тому же, многим моделям гораздо комфортнее при съемке с естественным светом, особенно, детям.


Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 24-85mm f/2.8-4D IF

3. Выбор объектива
При съемке портрета используйте фокусное расстояние не менее 50mm. Мой любимый портретный объектив AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G.

И не забывайте, что главное в портрете — это взгляд. Именно он определит характер вашего снимка и может помочь стать ему особенным.


Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/40
ISO: 100
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 24-85mm f/2.8-4D IF


Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/100
ISO: 125
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 24-85mm f/2.8-4D IF


Наталья Чилиевич:

В уличной фотосъёмке многое решает случай. У нас в Петербурге, к примеру, погода (а значит, свет и цвет) меняется без конца. Другое дело студийная съемка: если всё грамотно организовать, то ничто не помешает Вам творить.

1. Хорошее место
Найдите помещение, в котором Вы чувствуете себя комфортно и где есть всё необходимое для работы. Для меня нет ничего утомительнее, чем бегать по разным студиям, поэтому я организовала всё для съемки дома.
Плюсы:
- создается более спокойная доверительная атмосфера;
- много разного реквизита под рукой;
- никто не стоит с секундомером за дверью, можно полностью погрузиться в творчество. Как сказала одна из моих прекрасных моделей: «Не покидает ощущение, что вы находитесь в мастерской художника».


Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/40
ISO: 200
Камера: Nikon D5000
Естественный свет от окна

Конечно, домашней студией я не ограничиваюсь. В Петербурге есть много интересных помещений дворцового типа, с огромными окнами, залами, старинными интерьерами. Счастье для фотографа, когда удаётся поработать в таких местах.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 500
Камера: Nikon D5000

2. Хорошие люди
Ищите «своих» людей. Когда содержание модели созвучно с Вашим, в неё легче влюбиться. А без любви хороших фотографий не бывает. Я обожаю музыкантов, актеров, художников, танцоров. С радостью снимаю в студии афиши и портфолио для них, и просто художественные портреты, в которых отражаются все их сверкающие грани.


Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Камера: Nikon D5000
Студийный свет, 2 источника

Также «своим» людям всегда нравятся все без исключения ваши фотографии. Это особенно важно в те ужасные моменты сомнений и неуверенности, когда Вам кажется, что «всё никуда не годится!».

3. Хороший свет
Очень люблю естественный свет за его невероятную воздушность, глубину, непредсказуемость, а порой и настоящее волшебство. Использую студийный свет только в темное зимнее питерское время. Правда, мне невероятно нравятся работы с рисующим светом Паоло Роверси. Думаю будущей осенью вплотную заняться подобной техникой.


Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/125
ISO: 500
Камера: Nikon D5000
Естественный свет от окна

4. Источники вдохновения
Найдите любимых авторов. Смотрите их фотографии каждый день. Свет, композиция, образы, атмосфера. Впитывайте, пропускайте через себя. Я обожаю работы Лилиан Бассман и Сары Мун за их волшебную художественность (сны об искусстве). Паоло Роверси — за невероятное рисование светом. Бориса Смелова — за петербургский дух. Георгия Колосова — за святой дух. Два последних автора не совсем портретисты. Но ведь вдохновение и идеи для съемки портрета стоит искать везде, не так ли?

5. Идеи и их воплощение.
Чаще всего, вдохновители — сами люди, которых вы снимаете. Видишь человека, говоришь с ним, и приходят мысли и темы для съемки.

Но иногда идея первична. Бывает, что вдохновение приходит, и пока не найдёшь подходящую модель и не снимешь — не успокоишься. Так у меня родилась серия «Сны о Грузии».

В любом случае, очень важна подготовка и предварительные консультации. Чем тщательнее вы всё продумаете, тем больше шансов на успех. Правда, в любой постановке бывают импровизации. А самые лучшие фотографии случаются неожиданно.


Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/40
ISO: 500
Камера: Nikon D5000
Естественный свет от окна

6. Правильная техника
Чтобы студийный портрет получился, несомненно, надо знать устройство и возможности вашего фотоаппарата, уметь с закрытыми глазами выставить все параметры в ручном режиме, за три минуты настроить студийный свет в составе пяти источников. Всему этому нас учили в фотошколе. И знать это необходимо. Также здорово иметь крутую камеру и целый набор объективов. Но главное здесь, всё же, не заморачиваться. Иногда видишь студийное фото со сложнейшей световой схемой, а оно совершенно пустое. «В фотографии должна быть тайна», говорил мой любимый фотограф Борис Смелов. Где же её взять?


Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Камера: Nikon D5000
Студийный свет, 2 источника

7. О моделях
Каждый человек — образ Божий и потому «людей неинтересных в мире нет». Часто фотография открывает в человеке такую внутреннюю красоту и глубину, о которой ни сам человек, ни фотограф (на первый взгляд) и не подозревали. В этом и есть тайна и главная цель портретной фотографии.

Огромная радость, конечно, работать с талантливыми, вдохновенными моделями. Но очень важно, чем наполнен фотограф. Духовность и культура автора всегда, так или иначе, проявляется в его произведениях. Если вы бесконечно влюблены в прекрасную музыку, живопись, литературу, театр, и, конечно, в людей, то эта любовь, красота и гармония, хотите вы того или нет, прольется и на ваши работы. А также поможет найти свой стиль.


Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/50
ISO: 500
Камера: Nikon D5000
Естественный свет от окна

8. Собственный стиль
Найдите то, что вам по-настоящему интересно и не избито. Интернет переполнен совершенно одинаковыми фотографиями и в одних и тех же студиях. Надо, конечно, уходить от повторов, в том числе и самих себя, а также искать свой стиль. Мне, например, нравятся старинные портреты в интерьерах. Однако, пытаться просто копировать подобный стиль — глупо. Поэтому я стараюсь снимать портреты с неким петербургским духом, где предметы интерьера и прочий реквизит помогают раскрывать внешние и душевные качества модели. Обработка фото также направлена на это.


Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Камера: Nikon D5000
Студийный свет, 2 источника

9. Обработка
В обработке студийных портретов я часто использую текстуры в разных режимах наложения. Но очень аккуратно, и, желательно, совершенно незаметно. Если только это не прямая стилизация под старину, где уместен явно выраженный эффект старой плёнки.


Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Камера: Nikon D5000
Естественный свет от окна


Диафрагма: f/1.6
Выдержка: 1/100
ISO: 800
Камера: Nikon D5000
Естественный свет от окна


Карина Андреева:

Готовьтесь к студийной съёмке заранее, продумайте образ, представляйте, как будете снимать и какие могут получится снимки, обсудите с моделью все мелочи и пожелания. Настройте камеру (в особенности баланс белого и цвета). В общем всё, что можно сделать до съёмки. Потому что уже в студии ваша задача — поймать идеальные кадры: выстроить правильную композицию, поймать одну волну с моделью, следить за каждой деталью, а также постоянно играть со светом и тенью.

1. Свет
Я предпочитаю мягкий свет. Использую исключительно один софт, так как я люблю более чувственную и реальную обстановку. Бывает, я не пользуюсь вспышкой вообще (если этого можно избежать), а использую постоянный свет от софта, так как светосильный фикс позволяет мне это. При этом я зачастую использую отражатель, чтобы подсветить модель.


Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/60
ISO: 200
Фокусное расстояние: 50mm
Камера: Nikon D90

2. Эксперименты
Рисование светом — очень занимательный процесс. Экспериментируйте. Свет не должен быть направленным напрямую на лицо модели (думаю, многие это знают). Лучше поставить его сбоку или наискосок на некотором расстоянии от модели, на ваше усмотрение. Ещё мне очень нравится такой вариант с высоким софтом, когда свет падает сверху.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35mm
Камера: Nikon D90

3. Движение — это жизнь
Неважно, что вы снимаете: портрет или fashion, но модель должна постоянно двигаться. Смена положения рук и ног, повороты головы каждые 2-3 кадра — гарантируют более разнообразные и интересные снимки. И бонус — увлечённая сменой позиций модель в большинстве случаев расслабляется, меньше обращает внимание на щелчки камеры, что делает ваши кадры более живыми.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/25
ISO: 100
Фокусное расстояние: 30mm
Камера: Nikon D90

4. Ракурсы
Залезайте куда угодно, ползайте — лишь бы получить идеальные ракурсы, отражающие красоту модели. Не стойте на одном месте, пробуйте и ищите их. При этом продолжайте снимать, так как не всегда можно определить удачный кадр на глаз. Также вы наглядно определите ошибки, чтобы двигаться дальше в правильном направлении.


Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 50mm
Камера: Nikon D90

5. В кадре важны не только лицо и эмоции, но и композиция в целом. Не забывайте про положения тела, шеи, рук и ног — всё должно быть в балансе между собой. Если это интерьерная студия, помните про линию горизонта. Правильно построенный кадр — залог успеха.


Диафрагма: f/1.4
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 50mm
Камера: Nikon D90

Надеемся, что наш материал будет вам полезен. Рады будем увидеть ваши работы в комментариях!

Tags: магистратура, объективы, подсказки, портрет, советы
Subscribe

Posts from This Journal “магистратура” Tag

  • Я | ГОТОВЛЮСЬ К СЪЕМКЕ

    Для визуального выделения главного объекта съемки фотографы зачастую намеренно размывают фон изображений в качестве художественного приема. Мы…

  • Магистратура Nikon. Боке

    Нашу новую Магистратуру Nikon мы посвятили такому непростому приему, как боке. Вместе с экспертами Ростиславом Машиным, Элей Draw и Александром…

  • Магистратура Nikon. Боке

    Что же такое боке? Разбираемся в новой Магистратуре Nikon вместе с экспертами Ростиславом Машиным, Элей Draw и Александром Кукриновым! И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →