В сердце изображения! Лучшее о фотографии. (nikonofficial) wrote,
В сердце изображения! Лучшее о фотографии.
nikonofficial

Главные вопросы композиции фотографии

Главная задача композиции - привлечь и удержать внимание зрителя, а в идеале- пробудить в зрителе желание смотреть и другие ваши фотографии. Чтобы вы ни фотографировали, стремитесь удовлетворить этим условиям. Сначала поговорим о том, как привлечь внимание.

Привлечь внимание можно яркими красками, размером, необычным обрамлением или противоречивым сюжетом. А как его удержать?

Автор: Виталий Белозеров

Удерживать внимание зрителей можно интересным сюжетом или сценкой. Старайтесь упрощать снимок до необходимого минимума, который раскрывает его смысл, ведет зрителя к основной идее кадра. Кроме вышеуказанного, фотография должна быть технически хорошего качества: правильно экспонирована, резкая в положенных местах. Если, конечно, не применяются какие-то особые специальные эффекты.

Не стоит забывать о том, что камера видит «одним глазом», о чем мы говорили ранее в статье «5 простых законов оптики». Поэтому фотография должна быть многоплановой, обеспечивать чувство глубины у зрителя. Также не забывайте о том, что меняя ракурс, можно полностью изменить весь вид, дух и идею сюжета.

Пейзаж

Симметрия далеко не всегда способствует привлечению внимания зрителей. Не рекомендуется помещать линию горизонта или поверхности воды посередине кадра - такое построение стремится разделить кадр на две независимые части и запутывает зрителя, пытающегося определить, какая же часть кадра важнее. Попробуйте соблюсти баланс в композиции, так, чтобы верхняя часть фотографии не выглядела тяжелее, чем нижняя.

Автор: Демьян Минута

Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Можно выделять его разными способами: используя направление освещения и тени, положение фотоаппарата, резко ограничивая изображенное пространство или выбирая контрастный цвет фона. Избегайте больших пустых пространств, таких, как чистое небо, скучная однообразная равнина или гладь воды. Постарайтесь найти что-нибудь, заполняющее пустоту, как, например, свисающая ветка или облачко.

Автор: Сергей Гаркуша

Ловите красивое небо. Блеклое белое, затянутое облаками небо или чистое голубое не всегда выглядят достаточно маняще. Часто сцена выглядит гораздо лучше с пушистыми редкими облачками. Конечно, это означает необходимость ждать, или даже прийти в другой раз, чтобы получить красивый снимок.

Автор: Алексей Соколенко

Хорошо, чтобы на фотографии были бы линии, ведущие зрителя к главному объекту кадра. Эти линии могут быть образованны дорогой, забором или аллеей. Не делайте такую ведущую линию слишком доминирующей, так как зритель может и не заметить ваш главный объект.

Автор: Никита Половнев

Попробуйте построить кадр по диагонали. Этот прием следует применять с осторожностью. Не делайте этого, если горизонт или, к примеру, здание будет выглядеть странно. Хотя нарушение этого правила как раз может стать тем приемом, который привлечет внимание к снимку. Здесь уж вам, как мастеру, следует принимать решение. В любом случае, следует помнить о том, что диагональная композиция, построенная с направлением от левого низа к правому верху, воспринимается зрителями спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Автор: Ален Валлиор

Используйте ветки, деревья для создания эффекта рамки и для того, чтобы подчеркнуть главный объект. Этот же прием можно использовать для заполнения пустого скучного пространства неба или сокрытия нежелательных участков изображения. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра в виде какого-нибудь из планов. Но не стоит делать рамку главным смысловым элементом.

Портрет

Не искажайте лиц. Короткофокусная линза с близкого расстояния делает нос огромным, а уши маленькими. Слишком длинный фокус сделает лицо плоским. Для съемок портрета наиболее подходит расстояние 2 метра с линзой примерно 100 мм. В этом случае пропорции лица передаются наиболее правильно. Тем не менее можно получить интересные эффекты, пользуясь короткофокусным объективом, но в этом случае надо приблизиться буквально вплотную.

Автор: Артем Сонсин

Важно положение фотографа относительно модели. Фотографируйте портрет крупного плана на уровне глаз человека. Если вы фотографируете человека стоящим, лучше опустить фотоаппарат на уровень его груди или талии. Не ленитесь опуститься вниз, фотографируя детей и животных. Снимайте с высоты их голов. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта.

E7iSLo97VbU

При съемке портрета важное значение обычно имеют глаза. Поэтому они должны иметь наибольшую четкость на фотографии. Если вам тяжело «поймать» глаза, можно сфокусироваться на верхней пуговице воротника, которая во многих случаях совпадает с плоскостью глаз.

Когда фотографируете людей, не стоит кадрировать как попало. Фотографируйте всю фигуру или до середины бедра. Руки кадрируйте до плеча, а не до кистей рук. Не ставьте человека как куклу. Лучше повернуть его в три четверти оборота.

Автор: Максим Прохоров

Придайте человеку компактную позу, чтобы заполнить кадр. Например, сидя с поджатыми ногами. Конечно, если модель будет чувствовать себя в этой позе удобно.

Следите, чтобы из головы человека не росли рога, деревья или телеграфные столбы. Если растут - отойдите немного в сторону. Если можете изменять диафрагму - откройте ее, чтобы уменьшить глубину резко изображенного пространства и тем самым ослабить влияние фона.

Автор: Алексей Корниенко

В любом случае обращайте внимание на фон. Используйте маленькую глубину резко изображенного пространства (если ваш фотоаппарат позволяет регулировать этот параметр), чтобы изолировать вашу модель от окружающей среды. Следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона не проходили через голову.

Помните также о том, что групповой портрет можно улучшить, используя фон, образующий рамку. Не надо выстраивать всех в шеренгу. Попробуйте поэкспериментировать, даже когда вы снимаете семейные фото.

Репортажная съемка

Попробуйте заполнить кадр сюжетом. Подойдите как можно ближе, используйте зум, сделайте ваш объект максимально большим. Это позволяет зрителю сразу выделить главное на снимке без продолжительного блуждания взгляда по всей картинке.

Автор: Иван Евлахов

Когда фотографируете движение, к примеру, бегущего человека, оставляйте ему место для движения, то есть располагайте объект так, будто он только зашел на фотографию, а не покидает ее. Композиция будет казаться более динамичной, если кадр построен справа налево.

Избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

Общие советы

Снимайте объемно. Например, вид на здание, позволяющий рассмотреть его фасад и боковую сторону лучше, чем просто фасад. Включайте в сюжет предметы переднего плана - ветку дерева, почтовый ящик, даже если они выходят не резкими.
Унылый сюжет можно значительно оживить, включив в кадр фигуру человека, например, с целью соотношения размеров. Если еще на человеке яркая одежда или в руках разноцветный зонтик, это может еще больше украсить сюжет.

Розанова

Приятный глазу вид может не иметь выраженного центра интереса, в таком случае можете поместить в кадр вашего товарища, смотрящего на это красивое место или расположившегося на пикник. Поставьте фотоаппарат на штатив и таймер, сфотографируете самого себя.

Еще совет - включать нечетное число одинаковых предметов. Т.е. один или три цветочка выглядят лучше, чем два или четыре. Для особенных сюжетов это правило конечно можно нарушать.

Тайсаев15

Обращайте внимание на тени. Хотя для невооруженного глаза тени могут казаться легкими и прозрачными, на фото они будут выглядеть гораздо тяжелее, чем вы помните сцену. Можно для смягчения теней использовать заполняющую вспышку.

Главное правило хорошей композиции - вы должны знать, что именно вы хотите снять. Хороший снимок должен говорить за себя сам.

Также признаками хорошего снимка принято считать:

1. Композиционную простоту, ясность, лаконизм изображения и подчиненность второстепенных элемента композиции первостепенным, общее единство.

2. Композиция должна быть составлена так, чтобы невозможно было убрать ни одну деталь без ущерба для целого.

3. Возможность легкого охвата изображения одним взглядом, сразу все целиком.

s640x480-3

Как оценить целостность композиции? Это может быть любой прием, позволяющий взглянуть на изображение «в целом», по-новому:

1. Посмотреть на фотографию через плотный светофильтр или прищуренными глазами.

2. Перевернуть фотографию слева направо, сверху вниз или инвертировать изображение.

3. Отложить фотографию на некоторое время, чтобы затем взглянуть на нее свежим взглядом.



Мы благодарим за предоставленные фотографии Демьяна Минуту, СK NG, Нурлана Кальчинова, Виталия Тайсаева, Юлию Розанову, Ивана Евлахова, Алексея Корниенко, Максима Прохорова, Галину Кочергину, Артема Сонсина, Никиту Половнева, Алена Валлиора, Алексея Соколенко, Сергея Гаркушу, Виталия Белозерова.

Хотите что-нибудь добавить к материалу? Напишите об этом в комментариях. Также не забывайте о ссылке, с помощью которой вы можете включить наш блог в свою френд-ленту.

Tags: советы
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments